- Что такое реверс
- Возможности пускателей
- Конструкция реверсивного магнитного двигателя
- Особенности функционирования модели
- Правила подключения
- Реверсивное подключение трехфазного двигателя
- Переключение системы при противоположном вращении
- Изменение поворотного движения
- Защита цепей от короткого замыкания
- Где применяется реверс
- Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс
- Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс
- Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
- Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока
- Запуск мотора схемой звезда-треугольник
- Как отличить реверсивный пускатель от прямого
Что такое реверс
Проще говоря, реверс – это изменение направления движения какого-либо механизма в направлении, противоположном выбранному основному. Обратное расположение может быть достигнуто несколькими способами:
- Механический
- Электрический.
В первом случае за счет изменения зубчатых звеньев, соединяющих ведущий вал с ведомым, последний вращается в обратном направлении. Все редукторы работают по этому принципу.
Электрический метод предполагает непосредственное воздействие на сам двигатель, где электромагнитные силы помогают изменить движение ротора. Преимущество этого метода в том, что он не требует применения сложных механических преобразований.
Чтобы получить реверс электродвигателя, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая называется реверсивной схемой электродвигателя. Оно будет разным для разных типов электрических машин и напряжения питания.
Возможности пускателей
Для ограничения пускового тока трехфазного двигателя обмотки можно соединить в «звезду» и затем, если двигатель достиг номинальной скорости, ввести в «треугольник». При этом магнитные пускатели могут быть: открытыми и в корпусе, реверсивными и нереверсивными, с защитой от перегрузки и без защиты от нагрузки.
Каждый электромагнитный пускатель имеет блокирующие и силовые контакты. Силовые коммутирующие нагрузки. Блокировка контактов необходима для контроля работы контактов. Блокирующие и силовые контакты естественно разомкнуты или нормально замкнуты. На принципиальных схемах контакты показаны в нормальном состоянии.
Исправность реверсивных пускателей не подлежит переоценке. Это и оперативное управление трехфазными асинхронными двигателями различных машин и насосов, и управление системами вентиляции, арматурой, вплоть до замков и клапанов системы отопления.
Особенно примечательна вероятность дистанционного управления пускателями, если источник электрического дистанционного управления переключает катушки пускателя аналогично реле, причем последние надежно соединяют силовые цепи.
Конструкция реверсивного магнитного двигателя
Распространение этих модификаций с каждым годом становится все более обширным, так как они помогают управлять асинхронным двигателем на расстоянии. Это устройство позволяет включать и выключать двигатель.
Корпус реверсивного пускателя состоит из следующих частей:
- Контактор.
- Тепловое микрореле.
- Корпус.
- Инструменты администрирования.
После получения команды «Пуск» цепь замыкается. Затем ток начинает передаваться на катушку. При этом срабатывает механическое блокировочное устройство, которое предотвращает запуск ненужных контактов.
Здесь следует отметить, что механический замок также замыкает контакты ключа, это дает возможность не держать его все время нажатым, а спокойно отпустить. Еще одна важная деталь заключается в том, что вторая клавиша этого устройства вместе с запуском всего устройства разомкнет электрическую цепь.
Благодаря этому даже давление практически не дает результата и формирует дополнительную безопасность.
Особенности функционирования модели
Нажатие клавиши «Вперед» активирует катушку и вставляет контакты. При этом работа ключа зажигания осуществляется постоянно разомкнутыми контактами блока КМ 1.3, благодаря чему при непосредственном отпускании ключа ток на катушку действует шунтирующим образом.
После введения первого пускателя размыкаются именно контакты КМ 1,2, которые отключают катушку К2. В итоге при прямом нажатии клавиши «Назад» ничего не происходит. Для ввода двигателя в обратном направлении необходимо нажать «Стоп» и отключить К1. Все блокирующие контакты могут вернуться в противоположное состояние, тогда возможен пуск двигателя в обратном направлении.
Аналогично вводится К2 и отключается блок контактов. Катушка 2 пускателя К1 включена. К2 содержит силовые контакты КМ2, а К1 — КМ1. К кнопкам нужно подвести пятижильный провод для подключения от стартера.
Правила подключения
В любой установке, требующей запуска электродвигателя в прямом и обратном направлении, обязательно имеется электромагнитное устройство с реверсивной схемой.
Подключение такого элемента считается не такой сложной задачей, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, потребность в подобных задачах возникает довольно часто.
Например, в сверлильных станках, режущих конструкциях или подъемниках, если это не относится к домашнему использованию.
Принципиальным отличием трехфазной схемы от одиночной является наличие дополнительной схемы управления и несколько измененного блока питания. Кроме того, для осуществления коммутации такая установка оснащается ключом.
Такая система обычно защищена от коротких замыканий. Для этого перед самими катушками в схеме предусмотрено наличие двух нормально замкнутых токовых контактов (КМ1.2 и КМ2.2) в позициях (КМ1 и КМ2).
Реверсивное подключение трехфазного двигателя
При работе выключателя QF1 все три фазы без исключения одновременно примыкают к пусковым контактам (КМ1 и КМ2) и находятся в этом состоянии.
При этом первый этап, являющийся током для цепи управления, протекая через защитное устройство цепи управления SF1 и кнопку выключения SB1, подает напряжение непосредственно на контакты под третьим номером, что относится к SB2, SB3.
При этом существующий контакт 13НО приобретает значение основного предохранителя. Таким образом, система считается полностью работоспособной.
Переключение системы при противоположном вращении
Нажатием клавиши SB2 направляем в катушку напряжение первой фазы, которая относится к пускателю КМ1. Затем вводятся нормально разомкнутые контакты и отключаются нормально замкнутые контакты.
Таким же образом замыканием имеющегося контакта КМ1 осуществляется эффект самозахвата магнитного устройства.
При этом все без исключения три фазы поступают на нужную обмотку двигателя, которая в свою очередь начинает формировать вращательное движение.
Созданная модель обеспечивает наличие рабочего объекта. Например, может работать только КМ1, или, наоборот, КМ2. Фирменная цепочка имеет настоящие элементы.
Изменение поворотного движения
Теперь для обеспечения обратного направления движения следует изменить состояние фаз питания, что удобно сделать с помощью переключателя КМ2. Все сделано благодаря открытию первой очереди. При этом все контакты без исключения вернутся в исходное состояние, отключив обмотку двигателя. Эта фаза считается резервной.
Активация ключа SB3 приводит в действие электромагнитный пускатель КМ2, который в свою очередь меняет положение второй и третьей фаз. Это влияние заставляет двигатель вращаться в противоположном направлении. Теперь КМ2 будет ведущим, и пока его не отключат, КМ1 не будет задействован.
Защита цепей от короткого замыкания
Как уже упоминалось ранее, прежде чем можно будет осуществить процесс изменения фазы, необходимо остановить вращение двигателя. Для этого в системе учитываются нормально замкнутые контакты.
Потому что при их отсутствии невнимательность оператора приведет к межфазному прямому короткому замыканию, которое может произойти в обмотке двигателя второй и третьей фазы.
Предлагаемая модель считается оптимальной, так как допускает работу только одного магнитного пускателя.
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя считается стержнем управления, так как сзади работает много электрооборудования, и это устройство напрямую изменяет направление вращения двигателя.
Обратные цепи электромагнитных пускателей устанавливаются там, где они действительно необходимы, так как такие устройства существуют, а обратный процесс недопустим и может нанести серьезный ущерб автоматике.
Где применяется реверс
Легче перечислить случаи, когда реверс не используется. Почти вся механика построена на передаче крутящего момента по часовой стрелке и наоборот. Это может включать:
- Бытовая техника: стиральные машины, аудиоплееры.
- Электроинструменты: дрели реверсивные, отвертки, гаечные ключи.
- Станки: сверлильные, токарные, фрезерные.
- Транспортное средство.
- Спецтехника: крановое оборудование, лебедки.
- Элементы автоматики.
- Робототехника.
Ситуация, с которой чаще всего сталкивается на практике обычный человек, — это необходимость собрать схему подключения инвертированного асинхронного электродвигателя переменного тока или коллекторного двигателя постоянного тока.
Подключение асинхронного мотора 380 В к трехфазной сети в реверс
Схема асинхронного включения в прямом направлении имеет определенный порядок подачи фаз А, В, С на контакты двигателя. Его можно улучшить, например, добавив выключатель, который будет переключать две фазы. Таким образом, вы можете получить перевернутую схему двигателя. На практике такими фазами считаются В и А.
Дополнительное оборудование:
- Магнитные пускатели (КМ1 и КМ2).
- Станция на три кнопки, где два контакта имеют нормально разомкнутое положение (в выходном состоянии контакт не проводит ток, при нажатии на кнопку цепь замыкается), один нормально замкнутый.
Схема работает так:
- При включении автоматических предохранителей АВ1 (линия питания), АВ2 (цепь управления) подается ток на трехкнопочный выключатель и выводы магнитных контакторов, которые в выходном состоянии разомкнуты.
- Нажатие кнопки «Вперед» подает питание на катушку электромагнита контактора 1, который притягивает якорь с тококонтактами. При этом цепь управления контактором 2 прерывается, его уже нельзя включить кнопкой «Реверс».
- Вал двигателя начинает вращаться в основном направлении.
- Нажатием кнопки «Стоп» ток в цепи обмотки управления прерывается, электромагнит отпускает якорь, токовые контакты размыкаются, блокирующий контакт кнопки «Реверс» замыкается, и теперь ее можно нажимать.
- При нажатии кнопки «Реверс» аналогичные процессы происходят только в контакторе 2. Вал двигателя будет вращаться в направлении, противоположном основному направлению.
Читайте также: Диодный мост
Подключение мотора 220В к однофазной сети в реверс
В этом случае добиться обратного движения вала двигателя можно при наличии доступа к выводам пусковой и рабочей обмоток. Эти двигатели имеют 4 вывода: два на пусковую обмотку, подключенную к конденсатору, два на рабочую.
Если нет информации о назначении обмоток, ее можно получить по телефону. Сопротивление пусковой обмотки всегда будет больше рабочей обмотки из-за меньшего участка провода, которым она намотана.
В упрощенном варианте схемы подключения двигателя 220 В подается на рабочую обмотку, один конец пусковой обмотки на фазу или ноль сети (без разницы). Двигатель начнет вращаться в определенном направлении.
Чтобы получить обратную схему, нужно отсоединить конец пусковой обмотки от контакта и подключить туда другой конец этой же обмотки.
Чтобы получить полную рабочую схему, вам потребуется оборудование:
- Защитная машина.
- Пост с кнопкой.
- Электромагнитные контакторы.
Схема включения назад и вперед в этом случае очень похожа на схему подключения трехфазного двигателя, но переключение здесь происходит не по фазам, а в пусковой обмотке то в одну, то в другую сторону.
Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
Так как трехфазному асинхронному двигателю будет не хватать двух фаз, их необходимо компенсировать конденсаторами — пусковым и рабочим, на которые коммутируются обе обмотки. Вращение вала в ту или иную сторону зависит от того, где должен крепиться третий.
На приведенной ниже схеме видно, что обмотка номер 3 подключена через рабочий конденсатор к трехпозиционному кулисному переключателю, отвечающему за режим работы двигателя вперед/назад. Два других контакта объединены с обмотками 2 и 1.
При включении двигателя необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- Подайте питание на цепь через вилку или выключатель.
- Переместите кулисный переключатель для переключения вперед или назад (реверс).
- Установите выключатель питания в положение ON).
- Нажмите кнопку «Пуск» на время, не превышающее трех секунд, чтобы запустить двигатель.
Схема подключения двигателя с реверсом от постоянного тока
Двигатели с питанием от постоянного тока подключить несколько сложнее, чем электрические машины с переменной сетью. Сложность заключается в том, что конструкции таких устройств могут быть разными, а точнее способ возбуждения обмотки разный. По этому признаку различают двигатели:
- Самостоятельный способ возбуждения.
- Возбуждение независимое (существуют последовательное, параллельное и смешанное соединения).
Что касается устройств первого типа, то здесь якорь не связан с обмоткой статора, они получают питание от отдельных источников. Этим достигается огромная мощность двигателей, используемых в производстве.
В станках и вентиляторах применяют двигатели с параллельным намагничиванием, где энергия источника одинакова для всех обмоток. Электромобили построены на основе последовательного возбуждения обмоток. Смешанное возбуждение встречается реже.
Во всех описанных типах конструкций двигателей возможен пуск ротора в направлении, противоположном основному ходу, т.е в обратном направлении:
- При последовательной схеме возбуждения неважно, где вы измените направление тока в якоре или статоре — в обоих случаях двигатель будет работать устойчиво.
- В других вариантах возбуждения машины рекомендуется использовать только обмотку якоря для реверсивных целей. Это связано с опасностью обрыва статора, скачков электродвижущей силы (ЭДС) и, как следствие, повреждения изоляции.
Запуск мотора схемой звезда-треугольник
При прямом пуске мощных трехфазных электродвигателей с использованием обратной схемы управления в сети возникают перепады напряжения. Это связано с большими пусковыми токами, протекающими в этот момент. Для снижения значения тока используется постепенный пуск двигателя по схеме звезда-треугольник.
Дело в том, что начало и конец каждой обмотки статора выведены в коробку с клеммами. Цепь управляется тремя контакторами. Они постепенно включают обмотки в звезду, а затем при разгоне двигателя приводят систему в рабочее состояние при соединении треугольником.
Как отличить реверсивный пускатель от прямого
Реверсивный пускатель является более сложным устройством. Фактически он состоит из двух обычных пускателей прямого пуска, последние объединены в одном корпусе.
Внутренняя схема реверсивного устройства характеризуется тем, что невозможно одновременное выполнение двух режимов — прямого и реверсивного. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.