Устройство лифта — современные лифты в строительстве

Вопросы и ответы

Устройство лифта

Блок лифта требует наличия необходимых элементов, независимо от типа лифта и принципа действия. Кабина (или платформа) пассажирского лифта крепится на стальных тросах, которые через шкив (колесо с канавкой или ободом по окружности) крепятся к приводному механизму, представляющему собой систему, передающую мощность с одного места на другое. Другая.

Механизм привода вместе с аппаратурой управления лифтом находится в машинном зале, расположенном в верхней части шахты, куда подаются сигналы непосредственно из кабины лифта.

Эти сигналы проходят по электрическому кабелю, который проходит внутри оси и соединяет клавиатуру в кабине и шкаф управления в машинном отделении. На одном конце стальных тросов есть противовесы, которые уравновешивают кресло-подъемник.

Поэтому, когда кабина лифта приводится в движение электродвигателем (привод лифта может быть и гидравлическим, не использующим противовес, или пневматическим), противовесы движутся вниз и таким образом поднимают платформу (или наоборот: кабина опускается и нагрузки растут).

При этом усилие, используемое для этой работы, значительно снижается за счет того, что основная нагрузка по подъему кабины осуществляется именно за счет противовеса.

Строительство лифтовых шахт

Пристроенные «модели» организуются снаружи здания и могут иметь как сплошное ограждение, так и стекло. Оправы из закаленного стекла называются металлическими. Несущие конструкции таких шахт крепятся к стене зданий с помощью специальных кронштейнов. Такой тип шахтного пространства актуален как при реконструкции старых малоэтажных домов, так и при устройстве лифтов для бытовки.

Мины также делятся на несущие и ненесущие. Несущие валы принимают на себя всю нагрузку, возникающую при работе подъемника. Ненесущие больше выполняют функцию ограждения, а нагрузки перераспределяются на различные элементы зданий.

Различаются они и по форме: бывают прямоугольные, круглые или овальные шахты, а также закрытые или открытые секции.

Стены выполнены из трех основных строительных материалов: железобетона, полнотелого кирпича, сегодня также появились металлические каркасные шахты.

Кирпичный каркас шахты выполнен из полнотелого кирпича. При этом толщина таких стен должна быть не менее 250 мм. При строительстве таких шахт важно, чтобы стены не имели дефектов: впадин или выступов.

Монолитные железобетонные валы возводились одновременно со строительством дома методом скользящей опалубки. В этом случае устанавливаются закладные детали для крепления направляющих кабины, кронштейнов и противовеса при возведении здания. При этом закладываются ниши, где устанавливаются специальные полы при установке подъемника.

При строительстве глухих шахт применяют специальные конструкции – железобетонные трубы. Эта конструкция является частью шахты, похожей на пролет пола.

Сами трубы в основном производятся на заводах из железобетонных изделий. В процессе производства железобетонные шахты оснащаются закладными элементами, к которым крепятся кронштейны поручней кабины и противовесов, а также порталы для дверей. Вызывной блок устанавливается на внешней стенке трубы.

Монолитные шахты из железобетонных труб устанавливаются непосредственно на строительной площадке с помощью башенного крана.

Проектирование лифтовых шахт

Шахты с металлическим каркасом — относительно новый тип, который сегодня широко используется для пассажирских, больничных или грузовых лифтов. Их устанавливают в случае невозможности возведения глухих шахт, а также часто для создания более оригинальной конструкции.

Благодаря своему эстетичному виду такие шахты являются украшением любого здания (торгового или бизнес-центра, частного дома, музея).

Металлические каркасные оси также могут быть как несущими, так и ненесущими. Их можно устанавливать как в проеме между лестницами, так и снаружи здания. Собственно рама оси этого типа состоит из опорных рам, стояков и ремней. Нижняя опорная балка изготавливается из равнобедренного уголкового профиля, который вставляется в фундамент котлована строго по уровню.

Стояки соединены горизонтальными поясами, представляющими собой каркас из уголковой стали. «Стены» шахт металлического каркаса выполнены из высокопрочного триплексного стекла.

Стеклянные лифтовые шахты

Кирпичные и железобетонные шахты оборудуются стационарным электроосвещением, которое должно обеспечивать достаточный уровень освещенности для производства работ по ремонту лифтов при закрытых дверях шахты.

Допускается не оборудовать осветительным оборудованием только металлокаркасные шахты с триплексным стеклом, сетчатыми ограждениями или частично огражденные.

В зависимости от типа лифта и производителя шахты могут быть оборудованы системами вентиляции, охранно-пожарной сигнализации, оборудованием диспетчерского управления, а также оборудованием для систем отопления.

Также блок управления отопительным оборудованием должен располагаться за пределами шахтного помещения. Не допускается оснащение шахт оборудованием и прокладкой коммуникаций, не связанных с работой элеватора.

Элементы конструкции лифта

Общий блок лифта:

  • коттедж;
  • противовес;
  • приостановка;
  • лебедка;
  • контроллер;
  • уловители;
  • ограничитель скорости;
  • дверная автоматика.

В зависимости от типа и класса устанавливаемого оборудования, лифтовая система в жилом доме или другом здании может незначительно отличаться. Однако эти элементы являются обязательными, поэтому их следует рассмотреть более подробно.

Кабина

Основным элементом лифта является кабина. Он предназначен для размещения пассажиров или груза. Изготавливается из различных материалов, в том числе из прозрачного ударопрочного стекла (панорамные или панорамные лифты в торговых центрах). По правилам установки лифтов кабина должна быть оборудована ограничителями скорости и средствами безопасности.

Сама конструкция размещается в шахте лифта, оборудованной рельсовыми механизмами. Кабина смонтирована на сложной системе подвесных тросов, рассчитанной на нагрузку, во много раз превышающую номинальную. Для фиксации кабины в вертикальном положении она снабжена башмаками, которые при движении вверх или вниз скользят по направляющим, установленным в оси.

Важной частью кабины лифта является панель управления. Он предназначен для подачи команд контроллеру, управляющему перемещениями между этажами здания. Панель управления оснащена клавишами выбора этажа и кнопкой экстренного вызова.

Противовес

Другой важной частью устройства пассажирского лифта, как и грузовых вариантов, является противовес. Представляет собой каркасную конструкцию, заполненную бетонными блоками определенного веса.

Подвешивается так же, как и кабина лифта, через общую систему блоков. Его назначение — компенсировать вес кабины. В некоторых конфигурациях противовес компенсирует не только массу автомобиля, но и часть веса перевозимого на подъемнике груза.

Подвеска

Обычные электрические тяговые тали используют канатную подвеску на металлических тросах, рассчитанную на значительную нагрузку. Например, в некоторых конфигурациях кабина крепится к четырем тросам, каждая из которых может выдержать вес четырех таких же кабин. Это означает, что подвеска в целом способна выдержать нагрузку, в 16 раз превышающую номинальную.

Лебедка

Этот элемент состоит из электродвигателя (обычно трехфазного), зубчатого механизма и шкива для тросовой системы. Лебедка монтируется в машинном отделении наверху здания на специальной металлической раме. Цель состоит в том, чтобы переместить кресло-подъемник и противовес в соответствии с командами управления.

Ловители и ограничитель скорости

Эти механизмы устанавливаются непосредственно на кабине подъемника. Их назначение — остановка кабины в случае обрыва креплений каната или превышения установленной скорости движения. Ловцы взаимодействуют с ограничителем скорости.

Автоматика двери

В современных лифтах дверная автоматика отвечает за открытие и закрытие дверей кабины, пока они остаются на уровне портала (открытие на этажах). Кроме того, такие механизмы оснащены системой безопасности, не позволяющей двери закрыться, если в дверном проеме есть какие-либо препятствия.

Самые современные конструкции оснащены датчиками света, которые обнаруживают препятствия на расстоянии.

Читайте также: Силовая розетка — виды устройств и способы подключения

Контроллер

Один из основных элементов агрегата пассажирского лифта, отвечающий за управление оборудованием. В этот блок поступает вся информация о работе систем, узлов и механизмов. Контроллер управляет работой подъемника, позволяет диагностировать, выявлять и устранять неисправности.

Обратившись в нашу компанию, вы сможете приобрести все необходимые запчасти для обслуживания лифтов как отечественных, так и ведущих зарубежных производителей. Мы гарантируем высокое качество поставляемой продукции. Свяжитесь с нашими менеджерами для получения дополнительной информации.

Виды лифтов

По сфере использования лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу станции — на электрические и гидравлические. Проще говоря, электрический пассажирский лифт представляет собой кабину, подвешенную на стальном тросе в вертикальной шахте.

Лебедка, установленная в машинном отделении, наматывает канаты на барабан, а кабина перемещается по направляющим, закрепленным на стенках шахты (угол наклона к вертикали не более 15 градусов).

Конечно, современные лифты далеко ушли по сравнению с этой классической моделью: в электролифтах нового поколения машинное помещение, в котором размещается основной силовой механизм, может располагаться сверху, снизу, сбоку или сзади шахты на любая остановка.

Сегодня также доступны электрические лифты без машинного помещения, в которых дисковый приводной двигатель либо прикреплен непосредственно к рельсам, либо встроен в дверную раму на верхнем этаже.

Кроме того, сегодня активно внедряется система Twin, позволяющая двигаться в одной шахте двум независимым кабинам. Они размещены друг над другом и используют одни и те же рельсы и двери.

Каждый лифт имеет собственный привод с приводным шкивом и собственным противовесом, и кабины могут независимо подниматься на этажи друг над другом.

Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в задаче двух и более основных площадок (например, фойе, ресепшн, подземные паркинги). Движение гидроэлеваторов осуществляется за счет поступательного движения штока.

Гидравлика требует машинного помещения, потребляет достаточно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема не более 20 м. Преимуществами данного типа привода является экономия электроэнергии (используется только для подъема кабины, опускание же происходит без потребляющих его) и низкой статической и динамической нагрузки на здание.

Кроме того, существуют лифты с гидравлическим приводом, позволяющие реализовать сложные архитектурно-технологические решения: например, когда необходимо установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, создать выходы на смежных стенах кабины или создать лифт без вала.

Гидравлические подъемники также пользуются спросом у владельцев 3-4-этажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных сооружений. В последнем случае гидравлический привод используется для вертикального перемещения не только людей, но и машин, благодаря чему могут быть созданы полностью автоматические парковочные места.

Характеристики лифтов

Основными характеристиками лифтов являются скорость движения, грузоподъемность, максимальная высота кабины и количество остановок. Все эти показатели регламентируются государственными стандартами (ГОСТами) в России и национальными стандартами за рубежом на определенный вид оборудования.

В отношении скорости лифта специалисты различают номинальную, рабочую, предельную, ревизионную и стоповую скорости.

Номинальная скорость – это скорость, на которую рассчитан подъемник. Диапазон номинальных скоростей современных массовых лифтов составляет от 0,18 до 4 м/с. Но в небоскребах используются и гораздо более быстрые лифты, которые способны разгоняться до 9,5 и даже 17 м/с.

При этом для более эффективного использования этих лифтов они не обслуживают нижние этажи — эту экспресс, то есть зону нон-стоп, обслуживают более простые и медленные модели. Рабочая скорость относится к фактической скорости лифта в рабочих условиях.

Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (ПУБЭЛ) допускают его отклонение от номинального значения не более чем на 15 %. Оно меняется в зависимости от напряжения в сети, массы полезного груза, сопротивления подвижных частей подъемника.

Максимальная скорость лифта, как видно из названия, это наибольшая скорость, при которой должны срабатывать предохранительные устройства (предохранители).

При этом, в отличие от большинства отечественных лифтов, имеющих только две скорости (при движении и при торможении перед остановкой), импортные оснащены так называемым частотным регулятором, который увеличивает или уменьшает мощность двигателя по мере необходимости для улучшения работы двигателя мощность и комфорт движения.

Грузоподъемность — наибольшая масса расчетного груза, для перевозки которой предназначен лифт, без учета массы кабины и постоянно находящихся в ней агрегатов. Современные лифты способны одновременно поднимать от 50 кг (лифты для ресторанов, библиотек, коттеджей и так далее) до 5000 кг (грузовые лифты).

Стандартная грузоподъемность пассажирских лифтов составляет 400 кг. Однако в современных жилых комплексах повышенной комфортности все чаще используются лифты с большей грузоподъемностью – до 630 кг и даже 1000 кг.

Безопасность лифтов

Как и любое замкнутое пространство с ограниченной площадью, лифт требует повышенных мер безопасности. Прежде всего, лифтовое оборудование должно быть защищено от возможного возгорания.

Для этого ограждающие конструкции кабины лифта изготавливаются только из негорючих материалов, а также устанавливаются противопожарные двери и специальный механизм, который в случае отключения электроэнергии доставит кабину на ближайший этаж и откроет двери.

Для лифтов, устанавливаемых в жилых помещениях, этот вариант сейчас считается желательным, для коммерческих – обязательным. В каждой стране есть свод правил техники безопасности, который разрабатывается и поддерживается национальным комитетом по стандартам.

В США перечень правил безопасности для лифтов и эскалаторов разработан Национальным институтом стандартов США (ANSI), в России — Госстандартом. Конечно, главная цель правил техники безопасности – предотвратить повреждение лифтов.

Одними из наиболее распространенных проблем являются застревание ножниц, застревание пассажиров в кабине лифта между этажами, падение кабины, зажатие пассажиров между дверями.

В частности, от возможного падения из кабины лифта страхуются устройства, называемые ловителями, и специальные амортизаторы, а пассажиры не застревают за счет того, что на дверях лифта установлено аварийное устройство для их открывания и проводится обучение специально обученный персонал для открытия дверей лифта и выпуска пассажиров.

Предотвращается перегрузка лифта, поскольку строго соблюдается соотношение между номинальной нагрузкой и общей площадью пола лифта.

Безопасный лифт также состоит из специальных устройств, препятствующих преждевременному закрытию дверей. Как правило, используют инфракрасные датчики входа, чтобы избежать повреждений даже при большом скоплении людей. Специальная система управления дверью шахты предотвращает движение кресла подъемника в случае несанкционированного открытия двери шахты.

Кроме того, при использовании системы Twin lift, как правило, реализуется автоматизированная система распределения вызовов автомобилей, что позволяет поддерживать минимальное заданное расстояние между ними и осуществлять постоянный контроль.

Управление лифтов

Безусловно, визитной карточкой любого лифта является кабина. Именно поэтому производители уделяют пристальное внимание интерьеру лифта и дизайну дверей. Двери лифта автоматические, раздвижные и телескопические, с ручным креплением. Их выбор напрямую зависит от конструктивных особенностей лифта и планировки здания, в котором он установлен.

Для широких шахт больше всего подходят раздвижные двери, для узких – те, что открываются вручную, или телескопические. Последние наиболее компактны, так как складываются по принципу телескопа и не требуют дополнительного места по бокам древка. Также возможна установка в кабине нескольких дверей (передних, задних, боковых), которые позволяют входить с разных сторон.

При оформлении кабин лифтов применяют полированную нержавеющую сталь, покрытую золотом (серебром), стеклянные или деревянные панели, напольные покрытия в виде линолеума, резины, искусственного камня, велюрового ковра.

Также используется ряд поручней, светильников, постов управления и напольных покрытий, дополняющих современный дизайн лифта и создающих композицию в едином стиле в сочетании с цветовой гаммой щитов отсеков и дверей кабины. Однако характер лифта определяется не только его «внешними данными», но и системой управления.

Система предварительного планирования лифтового движения на сегодняшний день считается самой современной. Вы вводите номер этажа назначения в вестибюле лифта перед входом в кабину лифта.

После этого на панели отображается номер лифта, который доставит вас на нужный этаж. Программное обеспечение выбирает для пассажира лифт, который доставит его с минимальным количеством остановок в пути.

Благодаря этой системе в здании можно установить меньшее количество лифтов, избежать скопления посетителей и сократить расходы на техническое обслуживание. Такую систему обычно устанавливают в зданиях высотой от 15 этажей, с группой лифтов не менее четырех. Предварительное планирование движения позволяет увеличить производительность лифтов на 30-40%.

Подобная система действует, например, в офисном комплексе «Башня 2000» (ММДЦ «МоскваСити»), а вскоре появится и в строящемся рядом комплексе «Город Столиц». Но есть у системы и недостаток. Он создан для умных людей. Если вы случайно попали не в тот лифт, вы ничего не сможете изменить — внутри лифта нет панели управления.

Точнее, он есть, но он заперт и доступен только лифтеру. Вы должны пройти на ближайший этаж, пройти на локацию и снова вызвать лифт. Поэтому в офисных зданиях чаще используют лифты, где задается только направление движения.

Существует еще одна система, в которой рассчитывается время, необходимое данному лифту для ответа на вызов. Система управления определяет кабину, которая ответит на входящий вызов в кратчайшие сроки.

Числовой индекс салона определяется в процессе анализа основных параметров (положение, направление движения, загруженность), а также запросов, поступающих от пассажиров (распоряжения из салона и звонки с этажей).

Кабина с лучшим индексом отправится на этаж, с которого поступил вызов. Японские изобретатели пошли еще дальше. Например, Mitsubishi Electric Corporation недавно представила усовершенствованную систему управления группой лифтов (от 3 до 8 лифтов), получившую название AI Supervisory Control 2200.

Аббревиатуру AI в данном случае следует расшифровывать как «искусственный интеллект», и эти слова используется не случайно: компьютер не только отправляет лифты к вызвавшим их пассажирам, но и управляет кабинами по гибкому набору правил, так называемой нечеткой логике, которая позволяет системе принимать решения, используя разрозненные данные.

Основная цель программы состоит в том, чтобы каждый человек ждал лифта, который ему нужен, как можно меньше времени, и чтобы все пассажиры вообще как можно быстрее добирались до нужных этажей.

Для этого японские инженеры предложили размещать на каждом этаже не стандартные панели вызова, состоящие из двух кнопок (вверх и вниз), а копии пульта кабины с полным набором этажей. При этом табло, размещенное над головами ожидающих, подсвечивает все актуальные запросы, а система выбирает направление движения того или иного лифта на основе изображения «заказа».

Но это не все. Уникальность японской системы в том, что она запоминает все действия за день, неделю, месяц и так далее и создает карту наиболее типичных пассажиропотоков по времени суток, в рабочие и выходные дни, праздники.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector