- Строение асинхронного двигателя
- Статор асинхронного двигателя
- Ротор асинхронного двигателя
- Информационная табличка на двигателе (шильдик)
- Способы подключения асинхронного двигателя
- Способ соединения «звезда»
- Способ соединения «треугольник»
- Восстановление маркировки обмоток
- Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей
- С пусковой обмоткой
- Конденсаторный
- Схема с двумя конденсаторами
- Подбор конденсаторов
- Изменение направления движения мотора
- Подготовка асинхронного электродвигателя к включению
- Определение начала и конца обмотки
- Выбор схемы подключения электродвигателя
- Подключение асинхронного электродвигателя
- Схема прямого включения асинхронного электродвигателя
- Схема реверсивного включения электродвигателя
- Асинхронный или коллекторный: как отличить
- Как устроены коллекторные движки
- Асинхронные
- Как проверить двигатель перед запуском
Строение асинхронного двигателя
Чтобы понять теорию двигателя, нам нужно рассмотреть, из чего он состоит.
- Крышка распределительной коробки.
- Распределительная коробка.
- Болты корпуса.
- Вал ротора.
- Передняя крышка.
- Нижняя пластина корпуса.
- Дом с ребрами охлаждения.
- Информационная табличка производителя («шильдик»).
- Задняя крышка.
- Дополнительный вентилятор охлаждения двигателя («вертушка»). «Вертушка» устанавливается не на все двигатели. Если предполагаемое рабочее место обеспечивает хорошее воздушное охлаждение, дополнительный приток воздуха не требуется.
На самом деле асинхронный двигатель состоит из трех частей (слева направо): ротора, статора и корпуса, но именно ротор и статор считаются основными частями, о которых мы и поговорим.
Статор асинхронного двигателя
Статор асинхронного двигателя представляет собой сердечник, состоящий из пластин электротехнической стали и содержащий медные обмотки, уложенные определенным образом в пазы статора.
Как уже упоминалось, сердечник статора состоит из пластин, изолированных друг от друга. На внутренней стороне статора имеются канавки
в котором находится изоляция
Кроме того, в эти пазы особым образом наматывается лакированная медная проволока, представляющая собой обмотку статора
Асинхронный двигатель состоит из трех «отрезков» медного провода
Которые определенным образом укладываются в пазы статора под углом 120 градусов по отношению друг к другу.
Все 6 концов обмоточных проводов выведены в распределительную коробку, расположенную на корпусе двигателя.
Статор двигателя, а точнее размеры сердечника, количество витков в каждой обмотке и толщина обмоточного провода, из которого намотаны витки, определяют основные параметры двигателя. Например, номинальная скорость двигателя зависит от количества витков в каждой обмотке, а номинальная мощность двигателя зависит от толщины провода, которым они намотаны.
Количество обмоток у трехфазного асинхронного двигателя всегда равно трем. Но количество витков в каждой из этих обмоток разное. Катушки могут быть намотаны в один или два провода.
Учитывая, что номинальная скорость двигателя обратно пропорциональна номинальной нагрузке, можно с уверенностью сказать, что частота вращения вала асинхронного двигателя будет уменьшаться с увеличением нагрузки.
Если скорость начинает снижаться во время работы двигателя из-за увеличения нагрузки, неостановка этого процесса может привести к полной остановке двигателя. Двигатель начнет сильно гудеть, вал ротора не будет крутиться — будет сильный нагрев катушек с последующим разрушением изоляции провода обмотки, что приведет к короткому замыканию и возгоранию обмоток.
Ротор асинхронного двигателя
Рассмотрим подробнее, из чего состоит ротор асинхронного двигателя.
Самая важная часть — вал. Иначе как бы происходила ротация?
На валу ротора с обеих сторон размещены подшипники, которые крепятся к передней и задней крышке и центрируют ротор точно посередине статора.
Далее идет сердечник, набранный из пластин специальной электротехнической стали, которые изолированы друг от друга. Кстати, из этой же стали делают сетевые трансформаторы.
Как вы можете видеть ниже, в сердечнике ротора есть специальные прорези
В них вставляют медные или алюминиевые стержни,
который замыкается на кольцо с двух сторон, образуя так называемую «беличью клетку».
В целом полностью собранный ротор асинхронного двигателя выглядит так.
А вот так это выглядит в реальном двигателе.
Всегда помните, что в асинхронном двигателе вращается ротор, а не статор. Статор — неподвижная часть, а ротор — подвижная часть двигателя. В рабочем состоянии двигателя между ротором и статором всегда имеется воздушный зазор. Когда двигатель работает, ротор никогда не должен касаться статора двигателя.
Информационная табличка на двигателе (шильдик)
Получить полную и достоверную информацию о двигателе можно, если уметь «читать» шильдик. Точнее то, что на нем написано. Начнем описание шильдика рассматриваемого двигателя сверху вниз.
Далее построчно:
- Название двигателя. Значок слева — эмблема производителя, справа — знак качества СССР.
- Слева: тип двигателя — в этом наборе букв и цифр была закодирована технологическая информация. В кодировку могут быть включены данные: о количестве витков в обмотке; количество витков провода в катушке; сколько проводов намотано на катушки; тип лака для пропитки и т д. Справа: заводской номер двигателя.
- Слева направо: количество рабочих фаз; частота рабочего напряжения (Гц); мощность двигателя (Вт); cos φ — текущий коэффициент мощности (параметр показывает, сколько мощности, отбираемой из сети, используется по назначению). Чем больше мощность, тем выше этот параметр.
- Количество оборотов в минуту вала двигателя; характеристики статора – по какой схеме могут быть соединены обмотки (треугольник или звезда); значение(я) рабочего напряжения.
- Ток, потребляемый двигателем, соответствующий каждой схеме соединения обмоток (в данном случае 2,3 А при соединении «треугольником» и 1,33 А при соединении «звездой»); коэффициент полезного действия (КПД), степень пылевлагозащиты (IP44).
- ГОСТ СССР, по которому изготовлен двигатель; класс изоляции, режим S1. Режим S1 означает, что это постоянный рабочий режим. В этом режиме двигатель может работать длительное время.
- Страна производитель двигателя.
Способы подключения асинхронного двигателя
Как мы уже узнали, асинхронный двигатель имеет три обмотки. По-современному они обозначаются английскими буквами U, V, W. Начало каждой обмотки обозначается цифрой «1», а конец обмотки цифрой «2».
Поэтому существует два способа соединения обмоток: звезда и треугольник.
Способ соединения «звезда»
Метод «звезда» предполагает подключение одинаковых выводов обмоток (начала или конца обмоток) к одной (нулевой) точке.
В распределительной коробке двигателя это соединение будет выглядеть так.
Как видите, в данном случае с помощью железных пластин мы замкнули концы обмоток на одну общую точку.
Подключение таким способом в основном практикуется на промышленных двигателях. Часто для таких двигателей, которые не будут продаваться через розничную сеть, производитель делает соединение звездой уже внутри статора. На корпус двигателя выведено не 6 клемм, а 3. В этом случае достаточно просто подать трехфазное напряжение. Поэтому помните: Если вы видите, что у асинхронного двигателя всего 3 провода, это значит, что обмотки уже соединены в звезду».
Способ соединения «треугольник»
Соединение «треугольник» выполняется по схеме: конец первой обмотки соединяется с началом второй, конец второй — с началом третьей, а конец третьей — с началом первого. На точки подключения подается трехфазное напряжение питания.
В движке это будет выглядеть так.
Читайте также: Трансформатор тока: конструкция, схемы и его виды
Восстановление маркировки обмоток
Если быть точнее, то маркировка обмоток необходима только для определения направления намотки витков обмотки. Конец и начало обмотки указаны только для этой цели. Дело в том, что при включении обмотки в ней начинают возникать вихревые токи, движущиеся в направлении «от начала к концу».
Если обмотки включить по принципу «начинается с начала, кончается концом», то токи суммируются, обмотки превращаются в большое сопротивление и возникает огромный суммарный ток. Мотор начнет громко гудеть и не будет вращаться. Обмотки начнут очень быстро нагреваться и двигатель сгорит. Более того, вполне возможно, что вспыхнет настоящее оранжево-голубое пламя с очень ядовитым и неприятным запахом.
Это способ определения концов и начал обмоток.
Весь процесс очень хорошо показан на видео. Автор данного видео использовал для проверки сетевое напряжение 220 вольт, чего делать крайне не советую. Используйте понижающие трансформаторы или автотрансформатор.
Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей
С пусковой обмоткой
Для подключения двигателя с пусковой обмоткой нужна кнопка, у которой после включения размыкается один из контактов. Эти размыкающие контакты должны быть подключены к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. Ее центральный контакт замыкается на период ожидания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.
Сначала с помощью замеров определяем какая обмотка работает, какая запускается. Обычно выход с двигателя имеет три или четыре провода.
Рассмотрим трехпроводной вариант. При этом две обмотки уже объединены, то есть один из проводов общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Наименьшее сопротивление имеет рабочая, среднее значение — пусковая обмотка, наибольшее — суммарная выходная (измеряется сопротивление двух последовательно соединенных обмоток).
Если имеется четыре отведения, они вызываются попарно. Найдите две пары. Тот где сопротивление меньше — работает, где больше — заводится. После этого подсоединяем провод от пусковой и рабочей обмоток, выводим общий провод. Всего остается три провода (как и в первом варианте):
- один из трудового цикла — рабочий;
- от пусковой обмотки;
- генеральный.
Подключаем все три провода к кнопке. Он также имеет три контакта. Обязательно кладем пусковой провод на средний контакт (который замыкается только на время пуска), два других — на крайний (произвольный). Подключаем кабель питания (от 220 В) к крайним входным контактам ПНВС, средний контакт подключаем перемычкой к рабочему (внимание! Не штатному).
Это полная схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярной) через кнопку.
Конденсаторный
При подключении однофазного конденсаторного двигателя возможны варианты: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них двигатель гудит, но не заводится (если подключить по описанной выше схеме).
Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — запускается хорошо, но при работе ток отдается далеко от номинального, но значительно ниже.
Схема переключателя с конденсатором в цепи связи рабочей обмотки имеет обратный эффект: не очень хорошие пусковые характеристики, но хорошие. Соответственно, первая схема используется в устройствах с жестким пуском (например, бетономешалки), а с работающим конденсатором — если требуется хорошая производительность.
Схема с двумя конденсаторами
Есть и третий вариант подключения однофазного двигателя (асинхронного) – установить оба конденсатора. Получается что-то среднее между описанными выше вариантами. Эта схема реализуется чаще всего. Он на картинке выше посередине или на картинке ниже более подробно.
При организации этой схемы также необходима кнопка типа ПНВС, которая подключает конденсатор только не в момент пуска, до того, как двигатель «разгонится». Тогда две обмотки останутся подключенными, а вспомогательная через конденсатор.
При реализации других схем — с конденсатором — нужна обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все просто висит вместе.
Подбор конденсаторов
Существует достаточно сложная формула, по которой можно точно рассчитать требуемую мощность, но вполне можно обойтись рекомендациями, выведенными из множества экспериментов:
- рабочий конденсатор берется из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
- лаунчер — в 2-3 раза больше.
Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше напряжения сети, то есть для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы облегчить запуск, ищите специальный конденсатор для пусковой цепи. У них в маркировке есть слова Start или Starting, но можно взять и обычные.
Изменение направления движения мотора
Если после подключения двигатель работает, но вал вращается не в том направлении, которое вам нужно, вы можете изменить это направление. Это делается заменой обмоток вспомогательной обмоткой. При сборке схемы один из проводов подведен к кнопке, другой присоединен к проводу от рабочей обмотки, а общий выведен. Вот сюда и нужно кинуть проводники.
Подготовка асинхронного электродвигателя к включению
На самом первом этапе нам следует определиться с типом двигателя для подключения. Это может быть трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым или фазным ротором, двух- или однофазный двигатель или даже синхронная машина.
В этом может помочь бирка на электродвигателе, на которой указана необходимая информация. Иногда это можно сделать чисто визуально — так как мы рассматриваем подключение трехфазных электрических машин, у двигателя с короткозамкнутым ротором нет коллектора, а у машины с фазным ротором он есть.
Определение начала и конца обмотки
Трехфазный асинхронный электродвигатель имеет шесть проводов. Это три обмотки, каждая из которых имеет начало и конец.
Для правильного подключения нам необходимо определить начало и конец каждой обмотки. Вариантов, как это сделать, много – мы остановимся на самых простых из них, применимых в домашних условиях.
- Чтобы определить начало и конец обмотки трехфазного двигателя своими руками, надо предварительно определить выводы каждой отдельной обмотки, то есть определить каждую отдельную обмотку.
- сделать это довольно просто. Между концом и началом обмотки обязательно будет цепочка. Определить цепь нам поможет либо двухполюсный индикатор напряжения с соответствующей функцией, либо обычный мультиметр.
- Для этого подключаем один конец мультиметра к одному из выводов и другим концом мультиметра касаемся по очереди остальных пяти выводов. Между началом и концом обмотки мы будем иметь значение, близкое к нулю, в режиме измерения сопротивления. Между остальными четырьмя контактами значение будет практически бесконечным.
- Следующим шагом является определение начала и конца.
- Для определения начала и конца обмотки немного углубимся в теорию. Статор двигателя имеет три обмотки. Если соединить конец одной обмотки с концом другой обмотки, а к началу обмоток подать напряжение, то ЭДС в точке соединения будет равна или близка к нулю. Ведь ЭДС одной обмотки компенсирует ЭДС другой обмотки. В этом случае в третьей обмотке ЭДС наводиться не будет.
- Теперь рассмотрим второй вариант. Вы соединили один конец обмотки с началом другой обмотки. При этом в каждой из обмоток индуцируется ЭДС, в результате чего получается их сумма. За счет электромагнитной индукции в третьей обмотке наводится ЭДС.
- Используя этот метод, мы можем найти начало и конец каждой из обмоток. Для этого к выводам обмотки подключаем вольтметр или лампочку. И соединяем между собой все два вывода других обмоток. Два оставшихся вывода обмоток подключаем к электрической сети на 220В. Хотя можно использовать и более низкое напряжение.
- Если мы соединили конец и конец двух обмоток, то вольтметр на третьей обмотке покажет значение, близкое к нулю. Если мы правильно соединили начало и конец двух обмоток, как сказано в инструкции, на вольтметре появится напряжение от 10 до 60В (это значение весьма условно и зависит от конструкции электродвигателя).
- Повторяем этот опыт еще два раза, пока точно не определим начало и конец каждой из обмоток. Для этого обязательно подписывайте каждый достигнутый результат, чтобы не запутаться.
Выбор схемы подключения электродвигателя
Практически любой асинхронный электродвигатель имеет два варианта подключения — звезда или треугольник. В первом случае обмотки подключаются к фазному напряжению, во втором к линейному напряжению.
Электродвигатель асинхронный трехфазный и соединение звезда-треугольник зависит от характеристик обмотки. Обычно он указан на чипе двигателя.
- Прежде всего, давайте посмотрим, в чем разница между этими двумя вариантами. Наиболее распространенным является соединение звездой. Он предполагает соединение всех трех концов обмоток вместе, а на начало обмоток подается напряжение.
- При соединении «треугольником» начало каждой обмотки соединяется с концом предыдущей обмотки. В результате каждая обмотка оказывается стороной равностороннего треугольника — отсюда и название.
- Разница между этими двумя вариантами подключения заключается в мощности двигателя и условиях запуска. В паре с «дельтой» двигатель способен развивать большую мощность на валу. В то же время пусковой момент характеризуется большим падением напряжения и большими пусковыми токами.
- В бытовых условиях выбор способа подключения обычно зависит от имеющегося класса напряжения. Исходя из этого параметра и номинальных параметров, указанных на табличке двигателя, выбирается способ подключения к сети.
Подключение асинхронного электродвигателя
Электродвигатель асинхронный трехфазный и схема подключения зависит от ваших потребностей. Самый распространенный вариант – прямая схема включения, для двигателей, соединенных по схеме «треугольник», возможна схема соединения «звезда» с переходом на «треугольник», при необходимости возможен и обратный вариант соединения.
В нашей статье мы рассмотрим самые популярные схемы прямого подключения и прямого подключения с возможностью обратного.
Схема прямого включения асинхронного электродвигателя
В предыдущих главах мы соединяли обмотки двигателя и теперь пришло время его включить. Двигатели должны подключаться к сети с помощью магнитного пускателя, обеспечивающего надежное и одновременное подключение всех трех фаз электродвигателя.
Стартер, в свою очередь, управляется кнопочным постом — те же кнопки «Пуск» и «Стоп» в одном корпусе.
Трехполюсный автоматический выключатель | Но прежде чем мы перейдем непосредственно к подключению, давайте посмотрим, какое электрооборудование нам для этого понадобится. Во-первых, это автоматический выключатель, номинальный ток которого равен или немного превышает номинальный ток электродвигателя. |
Номинальные параметры для стартеров | Следующий коммутационный блок – это уже упомянутый нами стартер. В зависимости от номинального тока пускатели делятся на изделия 1, 2 и так до восьмого номинала. Нам важно, чтобы номинальный ток пускателя был не меньше номинального тока электродвигателя. |
Кнопочный пост на две пуговицы | Стартер управляется кнопочной колонкой. Он может быть двух видов. С помощью кнопок «Старт» и «Стоп» и с помощью кнопок «Вперед», «Стоп» и «Назад». Если мы не используем реверс, нам нужен кнопочный пост для двух кнопок и наоборот. |
Таблица выбора сечения резьбы | Кроме этих приспособлений нам понадобится кабель подходящего сечения. Также желательно, но не обязательно, хотя бы на одной фазе установить амперметр для проверки тока двигателя. |
Примечание! Вместо автомата вполне можно использовать взрыватели. Только номинальный ток должен соответствовать номинальному току двигателя. Также необходимо учитывать пусковой ток, который у разных типов двигателей колеблется от 6 до 10 раз больше номинального.
- Теперь приступаем непосредственно к подключению. Его условно можно разделить на два этапа. Первый – подключение к силовой части, а второй – подключение к вторичным цепям. Силовые цепи — это цепи, обеспечивающие связь между двигателем и источником электрической энергии. Вторичные цепи необходимы для удобства управления двигателем.
- Для подключения силовых цепей нам достаточно соединить выход двигателя с первыми выводами пускателя, выводы пускателя с выводами автоматического выключателя и саму машину с источником электрической энергии.
Примечание! Подключение фазы ведет к контактам стартера и автомата не имеет значения. Если после первого запуска мы обнаружим, что вращение неправильное, мы можем легко его изменить. Цепь заземления двигателя подключается дополнительно ко всем блокам коммутации.
Теперь рассмотрим более сложную схему для вторичных цепей. Для этого в первую очередь, как на видео, следует определить номинальные параметры пусковой катушки. Это может быть 220В или 380В.
- Также следует разобраться с таким элементом, как вспомогательные контакты стартера. Этот элемент имеется практически на всех типах стартеров, а в некоторых случаях его можно приобрести отдельно с последующей установкой на корпус стартера.
- Эти вспомогательные контакты содержат набор контактов — нормально замкнутых и нормально разомкнутых. Сразу предупрежу — не пугайтесь, ничего сложного в этом нет. Нормально замкнутый контакт — это контакт, который замкнут, когда пускатель находится в выключенном положении. Следовательно, нормально разомкнутый контакт в этот момент разомкнут.
- При включении пускателя нормально замкнутые контакты размыкаются, а нормально разомкнутые контакты замыкаются. Если речь идет о трехфазном асинхронном электродвигателе и подключении его к электрической сети, то нужен нормально разомкнутый контакт.
- Так же есть такие контакты на посту кнопки. Кнопка остановки имеет нормально замкнутый контакт, а кнопка пуска имеет нормально разомкнутый контакт. Сначала подключаем кнопку «Стоп».
- Для этого к контактам пускателя между автоматическим выключателем и пускателем подключаем провод. Подключаем его к одному из контактов на кнопке «Стоп». От другого разъема к кнопке должны идти сразу два провода. Один идет на контакт кнопки «Пуск», другой на вспомогательные контакты пусковых контактов.
- От кнопки «Пуск» провод ставим на катушку пускателя, туда же подключаем провод от вспомогательных контактов пускателя. Другой конец катушки пускателя подключаем либо ко второму фазному проводу на силовых контактах пускателя, при использовании катушки на 380В, либо подключаем к нулевому проводу, при использовании катушки на 220В.
- Вот и все, наша схема прямого подключения асинхронного двигателя готова к использованию. После первого подключения проверяем направление вращения двигателя, и если вращение неправильное, просто меняем два силовых провода на пусковых клеммах.
Схема реверсивного включения электродвигателя
Распространенным вариантом подключения асинхронного электродвигателя является обратный вариант. Этот режим может понадобиться в тех случаях, когда необходимо изменить направление вращения двигателя во время работы.
- Для изготовления такой схемы нам понадобится два пускателя, из-за чего цена такого подключения немного возрастает. Один будет включать мотор в одну сторону, а другой в другую. Здесь очень важным моментом является отказ от одновременного включения обоих пускателей. Поэтому надо предусмотреть блокировку от таких включений во вторичной цепи.
- Но сначала подключим силовую часть. Для этого, как и в вышеописанном варианте, отсоединяем стартер от машины и двигатель от стартера.
- Единственная разница будет заключаться в подключении к другому пускателю. Подключаем его к вводам первого пускателя. В этом случае важным моментом будет переключение двух фаз, как на картинке.
- Выход второго пускателя просто подключается к выходам первого. И мы ничего здесь не меняем.
- Ну а теперь перейдем к подключению вторичной цепи. Все начинается снова с кнопки «Стоп». Подключаем его к одному из входных контактов пускателя — не важно первый или второй. От кнопки «Стоп» у нас осталось два провода. Но теперь один к контакту 1 кнопки «вперед», а другой к контакту 1 кнопки «назад».
- Дальнейшее подключение осуществляется кнопкой «Вперед» — у кнопки «Назад» идентично. К контакту 1 кнопки «Вперед» подключаем контакт нормально разомкнутого контакта вспомогательных контактов пускателя. Каламбур, но точнее не скажешь. К контакту 2 кнопки «Вперед» подключаем провод от второго контакта к вспомогательным контактам пускателя.
- Туда же подключаем провод, который пойдет на нормально замкнутый контакт вспомогательных контактов пускателя номер два. И уже с этого вспомогательного контакта подключается к пусковой катушке №1. Другой конец катушки подключается к фазному или нулевому проводу, в зависимости от класса напряжения.
- Подключение катушки второго пускателя идентично, только выводим ее на вспомогательные контакты первого пускателя. Именно это и обеспечивает блокировку от включения стартера, при затянутом другом положении.
Асинхронный или коллекторный: как отличить
Вообще отличить тип двигателя можно по шильдику — на котором написаны данные и тип. Но это только если его не ремонтировать. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, то лучше определиться с типом самостоятельно.
Как устроены коллекторные движки
Различить асинхронные и коллекторные двигатели можно по конструкции. У коллекторов должны быть кисти. Они расположены возле коллектора. Еще одной обязательной особенностью этого типа двигателя является наличие разделенного на секции медного барабана.
Такие моторы выпускаются только однофазные, их часто устанавливают в бытовую технику, так как они позволяют получить большое количество оборотов на старте и после разгона. Удобны они и тем, что легко позволяют менять направление вращения – нужно только поменять полярность.
Также легко организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Поэтому такие моторы используются в большинстве бытовой и строительной техники.
Недостатками коллекторных двигателей являются высокий уровень шума при работе на высоких скоростях. Подумайте о дрели, шлифовальной машине, пылесосе, стиральной машине и так далее. Шум при их работе обходится в приличную сумму. На малых оборотах коллекторные моторы не такие шумные (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.
Второй неприятный момент – наличие щеток и постоянное трение приводит к необходимости регулярного обслуживания. Если токосъемник не чистить, графитовые загрязнения (от годных к употреблению щеток) могут привести к тому, что соседние участки барабана соединится, двигатель просто перестанет работать.
Асинхронные
Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, он может быть однофазным или трехфазным. В этой статье мы рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому что хотим рассказать только о них.
Асинхронные двигатели отличаются низким уровнем шума при работе, поэтому их устанавливают в оборудование, где критичен шум при работе. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.
Однофазные асинхронные двигатели бывают двух типов — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до тех пор, пока двигатель не разгонится. После этого он отключается специальным устройством – центробежным выключателем или пусковым реле (в холодильниках). Это необходимо, потому что после разгона это только снижает КПД.
В двигателях с конденсаторной фазой конденсаторная обмотка работает постоянно. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Это позволяет изменить направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно прикреплен к корпусу и легко идентифицируется по этому знаку.
Для более точного определения бифилярного или конденсаторного двигателя перед вами можно воспользоваться замерами сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки в два раза больше (разница может быть и больше), то это, скорее всего, бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка является пускателем, а значит, в цепи должен присутствовать выключатель или реле пускателя.
В конденсаторных двигателях постоянно работают обе обмотки, а подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.
Как проверить двигатель перед запуском
Перед пуском асинхронного двигателя в работу желательно проверить его работоспособность. С чего начать?
Внешний осмотр двигателя. Проверить наличие сколов, вмятин, проворачивая вал двигателя. Он должен вращаться равномерно и без рывков в обе стороны. Этим действием вы проверяете подшипники, удерживающие ротор двигателя.
Если подклинивает вал двигателя, причин может быть несколько: сломаны посадочные места под подшипники, умерли подшипники или ротор трется о статор. Чтобы выяснить причину, нужно полностью разобрать двигатель и выяснить настоящую проблему. Если все в порядке, переходите к следующему шагу.
Проверьте обмотки двигателя. Для этого возьмите мультиметр, установите его на измерение сопротивления и проверьте сопротивление обмоток. Если обмотки соединены по схеме «звезда», нам достаточно будет измерить сопротивление между выводами, куда подается питающее напряжение. Это делается в три шага.
Один раз.
Два.
Три.
Во всех трех случаях сопротивление должно быть одинаковым. Допускается отклонение в несколько Ом.
Этими тремя шагами мы проверили обмотки нашего мотора и убедились, что все они целы.
И последний шаг. Проверяем, звенят ли обмотки на землю. Так как все обмотки так или иначе соединены друг с другом, то достаточно будет щупом мультиметра встать на одну из обмоток, а другим щупом встать на корпус двигателя. Установите переключатель на мультиметре для измерения МОм.
В идеале вы должны получить бесконечно большое сопротивление, в реальной жизни от 100 МОм и выше. Если сопротивление очень маленькое, что-то в районе 1-10 Ом, это значит, что одна из обмоток двигателя прозванивается на землю, что совершенно недопустимо.
На практике, если сопротивление менее 1 МОм, необходимо выяснить причину и устранить ее. Скорее всего в двигатель попала влага, грязь, либо произошел пробой диэлектрика медного провода. В этом случае поможет только полная разборка и визуальное выяснение причины.