Реверсивная схема подключения электродвигателя

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Что нам для этого понадобится
  2. Ошибки при подключении реверсивных пускателей
  3. Механическая блокировка пускателей
  4. Электрическая схема реверсивного пускателя
  5. Реверсивная схема запуска асинхронного электродвигателя
  6. Реверс электродвигателя — полное описание функций реверсирования
  7. Реверс трехфазных асинхронных машин
  8. Реверс однофазных синхронных машин
  9. Реверс коллекторных двигателей
  10. Реверсивная схема подключения электродвигателя
  11. Переменная сеть: мотор 380 к сети 380
  12. Переменная сеть: электродвигатель 220 к сети 220
  13. Переменная сеть: 380В к 220В
  14. Постоянный электроток: особенности
  15. Принцип работы
  16. Конструкция
  17. Термореле РТК-С.
  18. Короткозамкнутый и фазный ротор
  19. Схема соединения обмоток статора
  20. Требуемые компоненты
  21. Принципиальная схема
  22. Процесс включения
  23. Этапы подключения
  24. К трехфазной сети
  25. К однофазной сети
  26. Устройство магнитного пускателя

Что нам для этого понадобится

Два магнитных пускателя, у которых только один лишний нормально разомкнутый контакт, сейчас в основном только в магазинах.

Два дополнительных контакта с нормально замкнутыми контактами (для электрической блокировки магнитных пускателей).

Тепловое реле (для защиты двигателя от перегрузки)

Дистанционно-управляемая кнопочная стойка с 3 кнопками («вперед», «назад» и «стоп»).

Клеммная колодка (например, ТВ25-04) для подключения кабеля к выносной кнопочной станции в шкафу управления (но можно обойтись и без нее).

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала «Электромонтеры со стажем».

Есть уже готовые решения, когда пускатели и кнопки управления размещены в одном корпусе, уже на заводе собраны в схему. К такому корпусу нужно подключить всего два кабеля – один кабель, по которому подается напряжение, и другой кабель, который уже подключен к электродвигателю.

Заводской реверсивный пускатель Заводской реверсивный пускатель

Но иногда удобнее управлять приводом электродвигателя с определенного расстояния, для этого часто приходится собирать электрическую цепь самостоятельно (или ремонтировать, как здесь, на стройке).

Две отдельные кнопочные станции, одна в разобранном видеДве отдельные кнопочные станции, одна в разобранном видеДва реверсивных пускателя на два двигателяДва реверсивных пускателя на два двигателя

Ошибки при подключении реверсивных пускателей

На схеме выше подключение электродвигателей выполнено с ошибками, рассмотрим некоторые из них:

1. Нет тепловых реле — при перегрузке или заклинивании механизмов электродвигателей они (электродвигатели) могут просто сгореть, что грозит простоем оборудования и дорогостоящим ремонтом.

2. Нет ни электрической, ни механической блокировки пускателей — при случайном нажатии не той кнопки одновременно включаются два пускателя (одного из электродвигателей) — происходит короткое замыкание (КЗ), первоначальный срабатывает автоматический выключатель и оба электродвигателя (а иногда и выключатель в щитке «проводит», и вся стройка обесточивается).

Механическая блокировка пускателей

Для механической блокировки пускателей предусмотрены специальные устройства, соединяющие два пускателя.

Пока один из пускателей включен, другой пускатель не сможет включиться, даже если через катушку протекает ток.

Чтобы катушка пускателя не сгорела, в цепи управления должен быть предохранитель (или автоматический выключатель, обычно для защиты достаточно автоматического выключателя на 6А).

Механическая блокировка пускателейМеханическая блокировка пускателейМеханическая блокировка, устанавливаемая между пускателямиМеханическая блокировка, устанавливаемая между пускателями

Электрическая схема реверсивного пускателя

Например, рассмотрим схему реверсивного пускателя с электрическим контактным замком.

схема реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов схема реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов

Для подключения электродвигателя к 3-х фазной сети нулевой рабочий проводник не используют, а используют нулевой защитный проводник (защитное заземление), для этого подбирают 4-х жильный кабель необходимого сечения. В пускателях без нулевого проводника используются катушки на 400 (380) вольт, которые включаются между двумя фазами.

Для реверсирования (изменения направления вращения) электродвигателя используются магнитные пускатели, подающие напряжение на электродвигатель, изменяя последовательность фаз .

При включении пускателя ПМ 1 на двигатель подается напряжение L1-L2-L3 — двигатель вращается в одну сторону, при включении пускателя ПМ 2 чередование фаз меняется на L3-L2-L1, и двигатель вращается в противоположном направлении.

С одной из фаз (L1) через предохранитель подается напряжение на нормально замкнутый контакт теплового реле, затем на нормально замкнутый контакт кнопки «Пуск».

Нормально замкнутые контакты РМ 1.2 и РМ 2.2 находятся в нормальном (замкнутом) положении, так как оба пускателя обесточены.

При нажатии кнопки «Вперед» через катушку пускателя РМ 1 начинает протекать ток, пускатель включается, контакты РМ 1.1 замыкаются («происходит самоподхват»), электродвигатель начинает вращаться «Вперед». Контакты РМ 1.2 разомкнуты (выполнить электрическую блокировку пускателя РМ 2).

При нажатии кнопки «Назад» ничего не произойдет — ток через разомкнутые контакты ПМ 1.2 не пойдет.

При нажатии кнопки «Стоп» схема вернется в исходное состояние.

Теперь снова включить электродвигатель можно любой кнопкой, например кнопкой «Назад».

Контакты PM 2.1 будут удерживать пускатель PM 2 во включенном состоянии, а контакты PM 2.2 будут «блокировать» (разрывать цепь управления) пускатель PM 1.

Реверсивная схема запуска асинхронного электродвигателя

Как и обещал в предыдущей статье, привожу схему реверсивного пуска асинхронного двигателя с помощью двух магнитных пускателей.

Принцип действия аналогичен необратимому пуску, поэтому подробно останавливаться не будем. Основное отличие заключается в использовании дополнительных блокирующих контактов КМ1:5 и КМ2:5 .

Известно, что для изменения направления вращения необходимо изменить чередование фаз (на схеме выше фазы А и С поменяны местами). А при одновременном включении обоих магнитных пускателей произойдет короткое замыкание на контактах магнитного пускателя КМ1:1. 3 / км2:1. 3.

Для защиты от случайного включения реверса в цепи питания катушек КМ1 и КМ2 включены нормально замкнутые контакты КМ1:5 и КМ2:5.

Например, при нажатии кнопки SB2:1 «Вперед» контакты КМ1:5 размыкаются, и только потом замыкаются силовые контакты КМ1:1.3 и блок контактов КМ1:4. Нажатие кнопки SB3:1 «Назад» не приведет к включению второго магнитного пускателя, а следовательно, к короткому замыканию.

Схема подключения реверсивного двигателя

Для запуска двигателя в обратном направлении необходимо остановить двигатель, нажав кнопку SB1:1 «Стоп«.

Возможна также вариация вышеописанной схемы с использованием блокирующих контактов на кнопках, а не на магнитных пускателях. Как видите, разница в схеме минимальна. Только работа другая. Теперь для изменения направления вращения не нужно нажимать кнопку SB1: 1 «Стоп« .

Например, если двигатель вращался «вперед», то при нажатии кнопки SB3 «Назад» сначала размыкается блокирующий контакт SB3:2, что отключит магнитный пускатель КМ1, и только потом замыкаются контакты SB3: 1, который включит стартер КМ2.

Реверс электродвигателя — полное описание функций реверсирования

Реверс – это изменение направления вращения электродвигателя. Реверсирование можно осуществить изменением полярности питающего напряжения, поступающего на пускатель. Это могут быть регуляторы, используемые для двигателей постоянного тока.

Реверсирование может быть выполнено с помощью реверса фазы в сети переменного тока. Это действие выполняется автоматически при изменении полярности опорного сигнала или после получения определенной команды на желаемом логическом входе.

Реверсирование может осуществляться с использованием информации, передаваемой по полевой шине, эта возможность входит в определенный набор стандартных функций и присуща большинству современных регуляторов, применяемых в цепях переменного тока.

Реверс трехфазных асинхронных машин

Направление движения вращающегося магнитного поля асинхронных электродвигателей зависит от порядка фаз, независимо от того, как соединены обмотки статора — звезда или треугольник.

Например, если на входные клеммы 1, 2 и 3 подать фазы А, В, С, то вращение будет (предполагается) по часовой стрелке, а если на клеммы 2, 1 и 3, то против часовой стрелки.

Схема подключения через магнитный пускатель избавит вас от необходимости откручивать гайки в распределительной коробке и физически переставлять провода.

Распространено подключение трехфазных асинхронных машин на 380 вольт с магнитным пускателем, где три контакта находятся на одном корпусе и замыкаются одновременно, подчиняясь действию так называемой обратной катушки — магнитного соленоида, работающего от и 380 и 220 вольт.

Это избавляет оператора от тесного контакта с токоведущими частями, что может быть небезопасно при токах свыше 20 ампер.

Для реверсивного пуска используется пара стартеров. Зажимы напряжения питания на вводе соединены по прямой линии: 1–1, 2–2, 3–3. А в конце наоборот: 4-5, 5-4, 6-6.

Во избежание короткого замыкания при случайном одновременном нажатии двух кнопок «Пуск» на пульте управления, напряжение на обратные катушки подается через дополнительные контакты противоположных пускателей. Чтобы при замыкании основной группы контактов линия, идущая на соленоид соседнего блока, была разомкнута.

На панели управления установлена ​​трехкнопочная панель с одним положением — одно действие на одно нажатие — кнопки: одна «Стоп» и две «Старт». Проводка выглядит следующим образом:

  • фазный провод подводится к кнопке «Стоп» (она всегда нормально замкнута) и перескакивает с нее на кнопки «Пуск», которые всегда нормально разомкнуты.
  • От кнопки «Стоп» к вспомогательным контактам пускателей идут два провода, которые замыкаются при срабатывании. Это обеспечивает блокировку.
  • От кнопки «Пуск» по проводу к вспомогательным контактам пускателей, которые размыкаются при срабатывании.

Подробнее о схемах подключения магнитных пускателей трехфазных электродвигателей читайте здесь.

Реверс однофазных синхронных машин

Для запуска этим двигателям необходима вторая обмотка на статоре, в цепь которой включен фазосдвигающий элемент, обычно бумажный конденсатор. Реверсировать можно только те, где обе обмотки статора равны — по диаметру провода, количеству витков, а также при условии, что одна из них не отключается после набора витков.

Суть реверсивной схемы в том, что фазосдвигающий конденсатор будет подключен к одной из обмоток, затем к другой. Например, рассмотрим асинхронный однофазный двигатель АИРЭ 80С2 мощностью 2,2 кВт.

В распределительной коробке имеется шесть резьбовых клемм, обозначенных буквами W2 и W1, U1 и U2, V1 и V2. Чтобы заставить двигатель вращаться по часовой стрелке, коммутация выглядит следующим образом:

  • Сетевое напряжение подается на клеммы W2 и V1.
  • Концы обмотки подключаются к клеммам U1 и U2. Для его управления их соединяют перемычками по схеме U1-W2 и U2-V1.
  • Концы второй обмотки подключаются к клеммам W2 и V2.
  • Конденсатор с изменяемой фазой подключен к клеммам V1 и V2.
  • Терминал W1 остается свободным.

Для вращения против часовой стрелки измените положение перемычек, они расположены по схеме W2–U2 и U1–W1. Схема автоматического реверса также построена на двух магнитных пускателях и трех кнопках – двух нормально разомкнутых «Пуск» и одной нормально замкнутой «Стоп».

Реверс коллекторных двигателей

Схема питания обмоток аналогична той, что используется в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением. Одна токосъемная щетка коллектора подключена к обмотке статора, а на другую щетку и другой вывод обмотки статора подается напряжение питания.

При изменении положения вилки в розетке магниты ротора и статора меняются местами одновременно. Поэтому направление вращения не меняется. Так же, как это происходит в двигателе постоянного тока при одновременном изменении полярности питающих напряжений на обмотках возбуждения и якоря.

Необходимо изменить порядок фазы — ноль только в одном элементе электрической машины — коллекторе, что обеспечивает не только пространственное, но и электрическое разделение проводников — обмотки якоря изолированы друг от друга. На практике это делается двумя способами:

  1. Физическое изменение расположения кистей. Это нерационально, так как связано с необходимостью внесения изменений в конструкцию устройства. Кроме того, это приводит к преждевременному выходу из строя щеток, так как форма износа на их рабочем конце не соответствует форме контактной поверхности.
  2. Изменение положения перемычки между щеточным узлом и обмоткой возбуждения в клеммной коробке, а также точки подключения сетевого кабеля. Может быть реализован с одним многопозиционным переключателем или двумя магнитными пускателями.

Не забывайте, что все работы по перестановке перемычек в распределительной коробке или подключению реверсивной цепи необходимо проводить при полном обесточивании.

Реверсивная схема подключения электродвигателя

Направление вращения вала двигателя иногда необходимо изменить. Для этого нужна обратная схема подключения. Его тип зависит от того, какой у вас двигатель: постоянного или переменного тока, 220В или 380В. А обратная сторона трехфазного двигателя, включенного в однофазную сеть, устроена совершенно иначе.

Переменная сеть: мотор 380 к сети 380

Для обратного включения трехфазного асинхронного электродвигателя начнем со схемы его включения без реверса. Такое расположение позволяет оси вращаться только в одном направлении – вперед. Чтобы он превратился в другой, нужно переключить две фазы. Но в электрике принято менять только А и В, несмотря на то, что замена А на С и В на С приведет к тому же результату. Схематично это будет выглядеть так:

Для подключения также необходимо:

  • Магнитный пускатель (или контактор) — КМ2;
  • Трехкнопочная станция, состоящая из двух нормально замкнутых и одного нормально разомкнутого контактов (добавлена ​​кнопка Start2).

Схема обратного подключения мало чем отличается от простой. Основное отличие заключается в электрической блокировке. Необходимо предотвратить запуск двигателя одновременно в двух направлениях, что приведет к поломке. Конструктивно блокировка представляет собой блок выводов магнитных пускателей, соединенных в цепь управления.

Как запустить двигатель:

  1. Включите машины AB1 и AB2;
  2. Нажмите Start1 (SB1) для вращения по часовой стрелке или Start2 (SB2) для вращения против часовой стрелки;
  3. Двигатель работает.

Если вам нужно изменить направление, сначала нажмите кнопку «СТОП». Затем нажмите еще одну кнопку запуска. Электрическая блокировка не позволит ему активироваться, пока двигатель не будет выключен.

Переменная сеть: электродвигатель 220 к сети 220

Противоположность электродвигателю 220В возможна только в том случае, если провода обмотки находятся вне дома. На рисунке ниже показана схема однофазного подключения, когда пусковая и рабочая обмотки размещены внутри и не имеют выводов наружу. Если это ваш вариант, вы не сможете изменить направление вращения вала.

Во всех остальных случаях для реверсирования однофазного конденсатора АД необходимо изменить направление рабочей обмотки. Для этого вам нужно:

  • Машина;
  • Пуговичные вставки;
  • Контакторы.

Схема для однофазного устройства почти ничем не отличается от представленной для трехфазного асинхронного двигателя. Ранее мы поменяли местами фазы: А и В. Теперь при смене направления вместо фазного провода с одной стороны рабочей обмотки будет подключен ноль, а с другой вместо нулевой фазы. Наоборот.

Переменная сеть: 380В к 220В

Для подключения трехфазного асинхронного двигателя к сети 220В необходимо использовать один или два конденсатора для компенсации пропадающей фазы: рабочий и пусковой. Направление вращения зависит от того, к чему подключена третья обмотка.

Чтобы заставить вал вращаться в другую сторону, обмотку № 3 необходимо подключить конденсатором к двухпозиционному кулисному переключателю. Он должен иметь два контакта, подключенных к обмоткам №1 и №2. Подробная схема показана ниже.

Такой мотор будет играть роль однофазного, так как подключение выполнено с помощью однофазного провода.

Для его запуска переведите тумблер реверса в нужное положение («вперед» или «назад»), затем переведите тумблер «пуск» в положение «включено».

При запуске нужно нажать одноименную кнопку — «старт». Нельзя удерживать ее более трех секунд. Этого будет достаточно для разгона.

Постоянный электроток: особенности

Двигатели постоянного тока подключить сложнее, чем двигатели с питанием от переменной сети. Потому что для того, чтобы соединить обмотки, нужно точно знать, какой марки ваш прибор. Только после этого можно найти подходящий вариант. Но в любом электродвигателе постоянного тока есть якорь и обмотка возбуждения. По способу включения они делятся на блоки:

  • с независимым напряжением,
  • с независимым возбуждением (делятся на три дополнительные группы: последовательное, параллельное и смешанное включение).

Двигатели постоянного тока с независимым возбуждением (схематично показаны ниже) используются в промышленности. Их обмотка никак не связана с якорем, поскольку подключена к другому электрическому источнику.

Однофазные силовые двигатели с параллельным намагничиванием применяются в станках и вентиляторах. Нет необходимости в другом источнике. В электротранспорте применяют устройства с последовательным возбуждением. Если одна обмотка параллельна якорю, а другая последовательно, то такой способ соединения является смешанным. Это редкость.

Все способы включения двигателей постоянного тока обратимы:

  • При последовательном возбуждении необходимо изменить направление тока либо в обмотке возбуждения, либо в якоре;
  • Во всех остальных случаях рекомендуется менять обмотку только в якоре. Если менять обмотку, есть риск ее обрыва. Это приведет к резкому увеличению электродвижущей силы, что приведет к повреждению изоляции.

Аналогичным образом осуществляется реверсирование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.

Помните, что ток в розетке переменный. Но это не значит, что она переменная во всех электроприборах, оснащенных электродвигателем и входящих в его состав. Ток из фазы переменного тока может стать постоянным, проходя через выпрямитель. Фазного тока может вообще не быть, если двигатель питается от аккумулятора.

Принцип работы

Электродвигатель – это механизм, в котором вращение осуществляется под действием электромагнитных волн. Он основан всего на двух компонентах:

  • ротор;
  • статор.

Вращается только первый элемент, а импульс к нему поступает от второго элемента. Чем выше мощность мотора, тем больше его габариты. Из всего разнообразия есть:

  • коллектор;
  • асинхронный.

В коллекторных двигателях ток подается на ротор через угольные щетки, которые касаются лопаток коллектора. Такие моторы еще называют короткозамкнутыми. В асинхронных двигателях схема действия несколько иная. В этом случае вращение происходит под действием двух сил:

  • магнитное поле;
  • индукция.

Напряжение от источника питания подается на неподвижные обмотки статора. При этом в нем генерируются электромагнитные волны. Если напряжение переменное, то магнитное поле неустойчиво и имеет определенные колебания. За счет этих колебаний ротор смещается. Между ротором и статором имеется небольшой воздушный зазор, благодаря которому возможно беспрепятственное перемещение.

Магнитные волны от обмоток статора воздействуют на обмотки ротора и создают напряжение. Благодаря этому эффекту создается электродвижущая сила или ЭДС. Это заставляет магнитные волны взаимодействовать в направлении, противоположном тому, что в статоре, поэтому двигатель называется асинхронным.

Примечание! Чаще всего асинхронные двигатели имеют трехфазное подключение. Благодаря использованию дополнительных комплектующих его можно переоборудовать для работы от сети 220 вольт.

Конструкция

Конструкция асинхронного двигателя, пожалуй, самая простая среди аналогов. Он состоит из ротора и статора. Часто на статоре располагается трехфазная обмотка, за исключением двигателей, предназначенных для работы в однофазной сети с двухфазной обмоткой или с рабочей и пусковой обмоткой. Статор состоит из металлического корпуса и сердечника с обмотками (собственно они называются обмоткой статора).

Поскольку двигатель питается переменным током, возникает проблема, связанная с потерями на блуждающие токи (так называемые токи Фуко), для этого сердечник статора набирается из тонких пластин. Для предотвращения соприкосновения друг с другом стальные пластины изолируют окалиной, фиксируют лаком. Ток, протекающий в обмотках статора, называется током статора.

Корпус статора закрыт с двух сторон подшипниковыми щитами, на которых установлены подшипники скольжения или качения в зависимости от мощности и размеров машины. Подшипники закрыты крышками, это необходимо для смазки, обычно используют смазку, например литол, жир и тому подобное.

Термореле РТК-С.

В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пусковые реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-3, РТК-3-О и др. тепловое реле типа РТ-10 с нормально замкнутым контакт применяют для защиты от перегрузки электроустановок и однофазных двигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В.

Реле изготавливают на номинальные токи In термоэлементов 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При In = 1,1 А реле не срабатывает в течение 30 минут; при In = 1,35 А реле срабатывает не более чем через 30 мин; при In = 2 А реле срабатывает в течение 18… 60 с Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин.

Реле имеет встроенную биметаллическую термопару с переключающей пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов. Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Реле устанавливается в вертикальное положение контактами вверх, ток подается на верхний вывод.

Реле предназначены для работы в помещении при температуре окружающего воздуха от 0 до 70°С. Это достаточно эффективная защита. Так что не пренебрегайте этим, иначе это будет дороже для вас. Ну что еще, а пока это все. Всем удачи. До свидания. КВЮ.

Читайте также: Виды релейной защиты: назначение, устройство, требования, схемы

Короткозамкнутый и фазный ротор

Асинхронные двигатели бывают двух типов — с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором.

Ротор с короткозамкнутым ротором или «беличья клетка» представляет собой набор медных или алюминиевых стержней (2), соединенных (замкнутых) между собой кольцом (3). Стержни впаяны или залиты в сердечник (1). Она называется беличьей клеткой из-за внешнего сходства, как вы можете видеть в левой части следующей иллюстрации.

Фазный ротор отличается конструкцией, имеет полноценную трехфазную обмотку, часто витки соединены по схеме «звезда», то есть их концы соединены в одной точке, а начало витков соединены с токопроводящими кольцами. Щеточный узел образует скользящий контакт с кольцами. Он в свою очередь состоит из щеток и щеткодержателей.

Фазирующий ротор используется для плавного пуска или регулировки момента на валу за счет изменения величины скольжения двигателя путем изменения активного сопротивления обмотки ротора. Для этого к клеммам щеток подключают регулировочный реостат или набор мощных резисторов (для ступенчатой ​​регулировки).

Короче говоря, в двигателе с фазным ротором на обмотку ротора не подается ток, как, например, в синхронном двигателе, а, наоборот, к ним в качестве нагрузки подключены резисторы.

Такие двигатели часто используются в грузоподъемных механизмах – кранах или лифтах. Электродвигатели с короткозамкнутым ротором применяются повсеместно: в вентиляции, в станках и в грузоподъемных механизмах, для привода насосов и клапанов и т д

Схема соединения обмоток статора

Так как в статоре односкоростного асинхронного двигателя три обмотки, то для подключения к трехфазной сети их необходимо каким-то образом соединить. Как и в любой трехфазной цепи, различают две схемы подключения:

1. «Звезда». Концы обмоток соединены, к началу приложено напряжение.

2. «Треугольник». Начало следующей обмотки соединяется с концом предыдущей.

Концы обмоток выведены в клеммную коробку, которую еще называют «брно» или «боро» (правильного названия не нашел, а в словаре указаны оба варианта). В зависимости от типа и конструкции двигателя к Boro можно вывести 3 или 6 проводов. Если выведено 3 провода, обмотки подключаются «с завода» по определенной схеме, а если 6, то схему подключения можно выбрать исходя из питающего напряжения.

Требуемые компоненты

Самостоятельное подключение мотора для реверсивного вращения не вызовет особых затруднений, если следовать схеме выше. Одним из важных компонентов, который облегчит эту задачу, является магнитный пускатель или контактор. На самом деле магнитный пускатель и контактор не являются тождественными понятиями.

Проще говоря, контактор является частью магнитного пускателя, но для упрощения статьи оба понятия используются в равной степени. Магнитные пускатели используются только для запуска, обратного хода и остановки асинхронных двигателей.

Возможно, возникает вопрос, почему нельзя использовать обычный ножевой отбойник или силовой станок. В принципе, это допускается, но пусковые токи, необходимые двигателю для нормального пуска, не всегда безопасны для людей. При включении может произойти поломка, которая выведет из строя оба выключателя и травмирует оператора. Чтобы минимизировать риск, вам нужен стартовый набор.

В нем контактная часть отделена от той, с которой взаимодействует оператор. Имеет отдельный модуль с катушкой, создающей электромагнитное поле.

Для работы катушки может потребоваться 12 или более. При подаче этого напряжения происходит взаимодействие с металлическим сердечником, который втягивается в катушку. К сердечнику крепится пластина, идущая на контактную группу. Они закрываются, и двигатель запускается. Остановки происходят в обратном порядке.

Кроме контактора требуется трехкнопочная станция. Одна клавиша выполняет функцию остановки, а две другие функции запуска при разнице направления вращения. Трехкнопочная станция должна иметь два нормально разомкнутых контакта и один нормально замкнутый контакт. Проще говоря, нормальным положением контактора является его нерабочее положение.

То есть при воздействии на контакт он либо замыкается, либо размыкается. Если в рабочем состоянии он замкнут, то обозначается как NO, а если разомкнут, то обозначается как NC. Контакт NC используется для кнопки остановки.

Принципиальная схема

На иллюстрации выше вы можете увидеть принципиальную схему реверсивного подключения двигателя. Отличается от обычного только наличием дополнительного модуля. Если быть точнее, то в схеме задействованы два управляющих модуля. Один из них заставляет двигатель вращаться вправо, а другой влево.

Оператор взаимодействует с модулями через кнопки SB2 и SB3. Латинскими буквами А, В, С на схеме обозначены питающие линии трехфазной сети. Они идут на общий выключатель, который имеет маркировку QF1. Далее два контактора КМ и цифровое обозначение. От контакторов цепь идет на обмотки двигателя. Каждый из этих контакторов вынесен отдельно и расположен справа, где также можно рассмотреть их составные компоненты.

Процесс включения

Процесс включения двигателя достаточно просто описать с помощью той же схемы. Первым шагом является активация общего переключателя QF1. Как только он включен, подается трехфазное напряжение. Но непосредственно на сам мотор это напряжение не подается, так как пока нет четких указаний, в какую сторону он должен вращаться.

Далее проводники проходят через автомат СФ1, он выполняет защитную функцию и отключает всю систему в случае короткого замыкания. Далее следует кнопка выключения, которая также способна быстро размыкать цепь питания. Только после этого на ключи SB2 и SB3 следует напряжение, после воздействия которого питание поступает на двигатель.

Примечание! На диаграмме ясно видно, что два контактора не могут быть активированы одновременно, поэтому не может возникнуть неисправность.

Чтобы двигатель получил достаточную мощность для обратного вращения, необходимо переключить фазы питания, на что и рассчитан пускатель КМ2. Если еще раз обратить внимание на схему, то можно заметить, что пускатель КМ1 имеет прямое подключение фазы к двигателю, а КМ2 дает некоторое смещение.

Все происходит во время первой фазы, она ждет в этой схеме. Как только он открывается, подача напряжения на двигатель прекращается.

Примечание! В схеме подключения реверсивного двигателя должен присутствовать дополнительный модуль защиты, который обеспечит остановку двигателя перед началом нового цикла.

 

После полной остановки можно активировать кнопку SB3. Он активирует второй триггер. Последний меняет положение фаз, как показано на схеме. При этом резервная фаза остается неизменной, питание от нее по-прежнему поступает на первый контакт двигателя. Изменения происходят во второй и третьей фазах. Это обеспечивает реверсивное движение.

Этапы подключения

Подключение двигателя для обратного хода различается в зависимости от того, какая сеть будет выступать в роли питания 220 или 380. Поэтому имеет смысл рассмотреть их отдельно.

К трехфазной сети

На основании представленной схемы несложно нарисовать последовательность, в которой должен быть подключен электродвигатель. Первым шагом является установка главного двигателя. Его номинальное напряжение и ток необходимо рассчитать на те, которые будет потреблять двигатель. Только в этом случае можно быть уверенным в беспроблемной работе.

Перед установкой машины на двигатель необходимо отключить электропитание. Затем монтируется предохранительный выключатель. После этого фазный кабель идет на разрыв, на кнопку стоп, а от нее подключается к контакторам.

На каждом элементе контакторно-кнопочной станции обычно делаются соответствующие обозначения, что упрощает процесс подключения. Видео сборки тестовой схемы можно посмотреть ниже.

К однофазной сети

В домашних условиях часто необходимо использовать асинхронный двигатель, но не во всех домохозяйствах есть трехфазная сеть, поэтому важно знать, как подключить двигатель к однофазной сети. Для запуска от одной фазы требуется дополнительный импульс, для его обеспечения подбирается конденсатор необходимой емкости.

Проще говоря, конденсаторов должно быть два. Один из них является пусковым и подключается параллельно первому. Соединение обмоток двигателя осуществляется по схеме «звезда». Если обмотки соединены по-другому и нет возможности его изменить, то не получится выполнить требуемую схему.

Для работы реверсивной схемы необходимо будет переключать ток, идущий от конденсаторов, между полюсами. Вам нужны два переключателя и нефиксированная кнопка. Один из переключателей будет отвечать за подачу напряжения в цепь двигателя.

Второй переключатель должен иметь три положения. В одном из них он отключится, а в двух других изменит питание с конденсаторов на обмотки. Кнопка без блокировки дополнительно подключит второй конденсатор при запуске двигателя.

Два вывода конденсатора соединены друг с другом. Два других подключены к кнопке запуска. Средний вывод трехпозиционного переключателя подключается к конденсаторам в месте их соединения друг с другом. Два других выхода подключены к клеммам двигателя, на которые подается питание. Конденсаторы подключены к выводу обмотки, используемой для запуска. Кнопка включения находится в разрыве фазного провода.

Для того чтобы привести весь механизм в действие, необходимо подать питание на цепь двигателя с помощью главного выключателя. После этого направление вращения двигателя задается трехпозиционным переключателем.

Затем нажимайте кнопку запуска, пока двигатель не достигнет рабочих оборотов. Если возникнет необходимость изменить направление вращения, необходимо будет заглушить двигатель и дождаться его полной остановки, перевести трехпозиционный тумблер в противоположное крайнее положение и повторить процесс.

Устройство магнитного пускателя

Магнитный пускатель довольно прост. Он состоит из сердечника, на котором размещена втягивающая катушка, якоря, пластмассового корпуса, механических индикаторов включения, а также контактов основного и вспомогательного блока.

При подаче напряжения на пусковую катушку 2 протекающий в ней ток будет притягивать якорь 4 к сердечнику 1, что приводит к замыканию токовых контактов 3, а также к замыканию (или размыканию, в зависимости от исполнения) блока вспомогательных контактов, который, в свою очередь, сигнализирует системе управления о включении или выключении устройства.

При снятии напряжения с катушки магнитного пускателя под действием возвратной пружины контакты размыкаются, то есть возвращаются в исходное положение.

Принцип работы реверсивных магнитных пускателей такой же, как и нереверсивных. Разница заключается в последовательности фаз, которые подключены к пускателям (A-B-C один блок, C-B-A другой блок). Это условие необходимо для реверсирования двигателя переменного тока. При реверсировании магнитных пускателей также предусмотрена блокировка одновременного включения устройств во избежание коротких замыканий.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector