Проверка, прозвонка якоря болгарки своими руками в домашних условиях на исправность с помощью тестера

Вопросы и ответы

Кратко об устройстве болгарки

Болгарка или угловая шлифовальная машина (УШМ) – используется в строительных работах, когда необходимо обработать твердые строительные материалы: камень, металл, дерево и другие.

Основной частью УШМ является встроенный электродвигатель, который может работать как от бытовой сети переменного тока 220 В, так и от аккумулятора. Электродвигатель состоит из 2-х элементов: электростата и ротора. Последний вращается при работе двигателя, поэтому его еще называют якорем. Чтобы починить УШМ, нужно проверить статор и ротор отдельно.

Подготовка инструмента к тестированию

Если УШМ не включается при нажатии на кнопку пуска и электродвигатель не вращается, проверьте ротор и электрический статор.

Для этого необходимо подготовить рабочее место, разобрать болгарку, очистить ее от загрязнений и произвести визуальный осмотр. После этого вы можете начать звонить.

Рекомендации и техника безопасности

Цифровые мультиметры, особенно предназначенные для домашнего использования, имеют некоторую погрешность. Поэтому стрелочные модификации приборов обеспечивают более высокий уровень испытаний.

В том случае, если мультиметра под рукой нет, необходимо будет учесть имеющуюся погрешность цифрового мультиметра. В варианте измерения сопротивления с показанием 200 Ом щупы совмещены. При пометке «0» — ошибки нет, если другая цифра — то продемонстрирует размер ошибки.

Примите на шкале 0,15 Ом, поэтому при тестировании показания на 0,15 Ом равны нулю.

В процессе контроля узлов двигателя пользователь должен соблюдать следующие рекомендации по технике безопасности:

  • Перед началом испытаний и разборки отключите оборудование от электрической сети, вынув шнур питания из розетки;
  • рабочее место должно быть чистым, на нем не должно быть лишних инструментов и комплектующих;
  • тестирование проводится при хорошем освещении;
  • работы ведутся в защитных перчатках, так как в разобранные узлы могут выступать острые куски пластин и проводов, которые могут поранить руки.

Как проверить якорь болгарки мультиметром

Мультиметр, который есть в домашнем пользовании практически у каждого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических компонентов болгарки. Им можно диагностировать наличие межвиткового замыкания в электрических обмотках электродвигателя и измерить сопротивление между ламелями.

Перед проверкой ротора болгарки пользователь должен знать основные неисправности, возникающие в ее электродвигателях, подготовить электроинструмент к проверке и правильно его разобрать.

Основные неисправности ротора:

  • Нарушение лидеров;
  • Короткое замыкание между электрическими катушками;
  • пробой изоляционного покрытия, обмотка замыкается на стальное основание приспособления;
  • расшифровать выводы трудолюбивого коллектора.

Подготовка якоря к тестированию

Прежде чем прозвонить якорь, его снимают с корпуса и подготавливают к диагностике. Потребуется тщательная очистка собирающих лопаток от графитовых загрязнений, иначе контроль будет неэффективен.

Удалите грязь тряпкой, смоченной в спирте. Когда на ламелях появится лишний слой копоти, удалите его мелкой наждачной бумагой.

Также они обеспечивают отсутствие заметных потеков от абразива на электроколлекторе, что приводит к ухудшению контакта ламелей со щетками, ускоряет износ. Если выработка очень глубокая, ротор заменяют.

Важно! При осмотре обращают внимание на обмотку якоря, она не должна иметь обрывов и внешних следов подгорания, а также проверяют целостность электрических контактов в местах соприкосновения обмотки с планками.

Прозвонка якоря

Для проверки якоря УШМ мультиметром нужно выполнить 2 шага. Во-первых, вам нужно вызвать его для поломки. Для этого на измерительном блоке устанавливается режим непрерывности электрической цепи со звуковой индикацией. Затем первый щуп проводят по планкам, а второй — по корпусу анкера.

Следующий этап осмотра ротора мультиметром позволяет измерить сопротивление между замыкающими обмотками. Измеритель устанавливается в режим омметра при самом низком пороге, обычно 200 Ом. После этого зонды подносят к соседним собирающим пластинам и показания записывают на экране. При этом очень важно, чтобы R испытуемых ламелей были равны, иначе арматура считается бракованной.

Важно! В варианте, когда R=0 на отдельной обмотке, якорь имеет межвитковое замыкание. Точнее эту ошибку можно установить с помощью специализированного прибора.

Проверка статора мультиметром

Электростат расположен на внешней части электродвигателя, сверху ротора. Перед проверкой статора необходимо его разобрать и снять щетки, а затем разобрать редуктор. Сначала внимательно осмотрите обмотку и убедитесь в отсутствии видимых разрывов и других дефектов поверхности.

Возможные причины и признаки неработающего статора болгарки:

  • Резкий рост напряжения;
  • попадание влаги в двигатель;
  • перегрузка электроинструмента и созданный внутренний перегрев узлов;
  • резкое выдергивание шнура из розетки во время работы инструмента;
  • появление запаха жженой резины или пластика;
  • перегрев корпуса;
  • появление дыма от электродвигателя во время работы;
  • медленное вращение вала или его полное отсутствие;
  • мясорубка резко увеличивает скорость.

Важно! При перегреве защитного покрытия на проводах обмотки лак плавится с резким запахом, а изоляция обмотки разрушается. Замыкание даже одной обмотки полностью выводит инструмент из строя.

Мультиметр позволяет проверить наличие обрыва в обмотках статора, для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. На измерителе установите режим R на максимум 200 Ом.
  2. Приступают к проверке погрешности мультиметра, для этого прикасаются щупами друг к другу, стрелки тестера должны указывать на «0».
  3. Задевают щупами провода обмоток, если на шкале прибора появляется «бесконечность», обмотка не рабочая и требуется перемотка.
  4. Проверьте, нет ли короткого замыкания на крышке. Очень опасное состояние для электроинструмента, которое не только вызывает падение мощности, но и является потенциальным источником поражения пользователя электрическим током.
  5. Включите измерение сопротивления.
  6. Красный щуп устанавливается на клемму обмотки, черный закрепляется на корпусе статора.
  7. При замыкании обмотки статора на корпус на экране R меньше, чем на рабочем. Эта ошибка устраняется только перемоткой обмоток.
  8. Чтобы измерить межвитковое замыкание в электрическом статоре, измерьте R на отдельной обмотке.
  9. Определите точку «0» обмоток, измерив R для каждой. Малейшее сопротивление укажет на дефект.

Мультиметр позволяет довольно точно определить погрешности в работе якоря и статора двигателя болгарки. Обнаруженную неисправность можно устранить, перемотав электродвигатель или заменив его из ремкомплекта. В настоящее время в торговой сети наверняка есть такие наборы для большинства популярных моделей УШМ.

Важно! При замене неисправных компонентов мотора важно заменить на новые щетки, тем более что они совсем недорогие.

После ремонта статора или ротора инструмент снова собирается в соответствии с сохраненными изображениями разборки. Проверьте работоспособность инструмента. Если все сделано правильно, то болгарка прослужит владельцу не один год.

Видеоверсия статьи

Устройство

Для грамотной диагностики неисправностей якоря важно знать устройство и принцип его работы. Основными элементами якоря являются круглый сердечник, состоящий из набора пластин электротехнической стали и намотанной определенным образом в пазах обмотки.

В каждый из пазов по специальной схеме помещены две обмотки якоря. Первый и последний витки одной из обмоток находятся в одном пазу и вплотную к ламели.

Сердечник напрессован на ротор, который вращается под действием сил, возникающих в электромагнитном поле, образованном обмотками якоря и работающими с ним в паре катушек статора. В УШМ якорь представляет собой монтажный узел, с ведущим колесом, расположенным на одном конце вала, и коллекторным узлом на противоположном конце.

Причины неисправностей

причинами поломки ротора могут быть неправильное использование электроинструмента, что представлено следующими факторами:

  • превышено допустимое время непрерывной работы, что является одной из основных причин выхода из строя бытовых УШМ;
  • выполнять работы в агрессивных средах с наличием песка, влаги, шлифовальной пыли и других подобных материалов;
  • работа в условиях, превышающих допустимую нагрузку;
  • некоторые механические неисправности влияют на разбалансировку вращающегося ротора, что в итоге влияет на нормальную работу электрической цепи ротора;
  • нестабильность сетевого напряжения при работе с электроинструментом.

Удобный в обслуживании ротор для угловой шлифовальной машины Bosch GWS6-100/GWS 850 MAX. Фото 220В

Работа электроинструмента, связанная с действием этих факторов, приводит к следующим неисправностям:

  • обрыв проводников катушек;
  • короткое замыкание между витками из-за сгоревшей изоляции;
  • изоляция теряет свои свойства, что может вызвать пробой обмотки на корпусе сердечника;
  • нарушение контактов коллектора;
  • частицы пригоревшего электроизоляционного лака или расплавленного припоя, попавшие в пазы при контакте с вращающимся ротором, могут вызвать механические повреждения элементов УШМ: трещины, сколы, глубокие царапины.
  • пластины коллектора изнашиваются неравномерно, на них образуется нагар от короткого замыкания.

В основном это происходит при длительной работе коллекторного двигателя УШМ без перерыва на отдых. Изоляция обмотки от нагрева теряет свои свойства, оплавляется, что приводит к короткому замыканию витков. Контакты, соединяющие обмотку якоря с оребрением коллектора, можно припаять, электрический ток прерывается и электропривод останавливается.

Как проверить исправность, прозвонить ротор УШМ в домашних условиях, видео

В бытовых условиях существуют следующие методы диагностики якоря:

  • визуальный осмотр;
  • с помощью мультиметра;
  • лампочка и два провода, подсоединенных к ней;
  • приборы, специально предназначенные для проверки целостности обмоток (индикатор короткого замыкания, прибор для проверки якоря и другие).

Визуальный осмотр

Даже если у вас есть полный арсенал инструментов для проверки электрической цепи якоря, никогда не пренебрегайте визуальным осмотром — обязательным первым шагом во всем диагностическом процессе. Внимательный осмотр обнаружит признаки, по которым пользователь, знающий конструкцию и принципы работы ротора, определит характер неисправностей.

Обгоревшие следы и наличие специфического запаха вызывают прогорание изоляции и в конечном итоге повреждение проводов обмотки. Следите за скрученными или вздутыми витками, что может гарантировать наличие поломки в этом месте. Обмотки могут содержать частицы припоя, являющиеся источником коротких замыканий.

Обрыв контактов обмоток с коллектором можно обнаружить по обгоревшим ламелям. Визуально диагностируется повреждение самого коллектора – приподнятые, изношенные или прогоревшие пластины.

Тестером, мультиметром

Прибор — мультиметр или другое его название — тестер для измерения электрических параметров: силы тока, напряжения, сопротивления — может использоваться для поиска обрывов проводов обмоток или их пробоя на корпус сердечника.

В следующем видео автор предлагает вариант диагностики от простого к сложному. С помощью мультиметра сначала прозванивают статор. Это гораздо проще проверить, чем ротор. Если обрыва и пробоя обмотки на корпусе статора нет, можно сделать вывод, что якорь неисправен.

Затем следует провести более детальную диагностику с определением точного вида дефекта и определением метода устранения. Прозвонка производится мультиметром в режиме «проверка сопротивления» с минимальной выставленной шкалой (до 200 Ом).

В этом видео, как и в другом, показан процесс определения обрыва обмотки, что на самом деле довольно трудоемко, так как измерения проводятся между каждой парой ребер по всей цепи коллектора. При этом на якоре, не имеющем обрывов обмоток, все показания мультиметра не должны отличаться друг от друга в пределах 0,1 Ом.

Пробой обмоток на корпус проверить намного проще, поместив один щуп на корпус сердечника, а другой на пластины коллектора. Шкала мультиметра не должна реагировать никакими показаниями.

Определить межвитковое замыкание мультиметром невозможно. Здесь используются другие единицы измерения.

Читайте также: Монтаж и установка систем автоматического ввода резерва АВР

Индикатором межвиткового замыкания

В следующем видео автор тестирует прибор для определения межвиткового замыкания (ИМЗ) собственного производства. Принцип его действия основан на взаимодействии электромагнитных полей, создаваемых катушками блока ИМЗ, и обмотками якоря или статора.

При наличии межвиткового замыкания изменяются параметры магнитного поля прибора, которые фиксируются световой индикацией — горит красная лампочка, при отсутствии короткого замыкания — зеленая.

Лампочкой

При отсутствии мультиметра можно прозвонить электрическую цепь ротора с помощью лампочки на 12 В. Сначала вы подключаете два провода к самой лампочке. Источником питания служит обычная батарейка, к концам которой вы соедините оборванные концы с одним из проводов, подключенных к лампочке.

Такой любительский «прибор» используется вместо мультиметра, где концы проводов прикладывают к ламелям, не касаясь друг друга. Аккуратно вращайте якорь, чтобы следить за яркостью лампочки. Если горит постоянно, не мигая, обрыва обмотки нет.

Разрыв обмотки на корпусе сердечника контролируют присоединением одного конца к коллектору, а другого к сердечнику или валу. Если лампочка загорается, то есть пробой обмотки на крышке.

Дросселем

Наличие короткого замыкания между витками в роторе можно определить с помощью тестера якоря. Это трансформатор с одной первичной обмоткой, фактически это провод, намотанный на ферромагнитный сердечник. При этом в нем сделан треугольный вырез, где можно устойчиво расположить испытуемый ротор. Его обмотка начинает выполнять роль вторичной обмотки трансформатора.

При наличии межвиткового замыкания параметры магнитного поля ротора имеют большую напряженность, металлическая полоса, помещенная на поверхность сердечника, будет колебаться и намагниченные будут притягиваться к телу сердечника. Диск будет свободно перемещаться по корпусу сердечника ротора, если он имеет нормальные обмотки без дефектов.

Ремонт, замена, перемотка

После диагностики и определения видов неисправностей ротора следует решение о методах ремонта. Возможен ремонт своими руками, который будет связан с самостоятельной намоткой якоря.

Если этот вариант кажется трудоемким и сложным, можно пойти по упрощенной схеме и заменить сгоревший ротор на новый, соответствующий модели кофемолки. Самый простой, но и самый затратный вариант – обратиться в специальную службу .

Если вы решили отремонтировать якорь своими руками, то информация, доступная в статьях «Как снять якорь с болгарки», «Замена и ремонт якоря на болгарке», «Прикрутить якорь к болгарке своими руками» руки «помогут».

Как устранить неисправность?

Визуальный осмотр и тестирование помогут определить характер проблемы и понять, возможна ли замена или ремонт в домашних условиях. Неисправности ротора кофемолки делятся на два вида: исправимые и неремонтопригодные.

К первому типу относятся неисправности, связанные с пробоем изоляции обмотки, повреждением коллектора и железной основы. Второй вид поломки – это факторы ухудшения баланса якоря в целом и его вала. Восстановление ротора в этом случае практически невозможно.

Ремонт коллектора

Если на планках коллектора обнаружены структурные повреждения, их необходимо обработать. Это можно сделать на токарном станке или с помощью подручных средств. Трасса должна быть гладкой. В противном случае будет нарушен баланс, что приведет к разрушению графитовых щеток в процессе работы и выходу из строя других узлов УШМ.

Станочная проточка

Ротор мельницы установлен на токарном станке. Так как коллектор состоит из медных пластин, а медь является вязким металлом, то необходимо подобрать оптимальную скорость вращения в пределах от 600 до 1200. Резец доводят до половины деления. В момент касания «ножа» коллектора производится продольный проход со снятием тонкого слоя металла.

Добиться наилучшего эффекта можно, сделав 2-3 прохода. Более того, это может повредить структурную целостность резервуара. Между проходами необходимо делать перерывы, чтобы медь успела остыть. В противном случае лаковая изоляция между планками может расплавиться.

Для проточки канавок с помощью подручных средств понадобятся тиски, дрель и несколько видов наждачной бумаги. Якорь УШМ вынимается из корпуса, при этом часть его остается соединенной с коробкой передач УШМ. Корпус редуктора закрепляется в тисках, другой конец вала ротора зажимается в патроне дрели. «Губки» тисков и сверла должны быть совмещены с осью вала якоря.

Включите дрель с прикрепленной кнопкой пуска в режиме непрерывной работы. Освободите коллектор без давления. Используйте как минимум 3 вида зернистости – от более крупной до более мелкой. Последней должна быть наждачная бумага без зерна.

В конце дорожки важно удалить из коллектора всю стружку и пыль, это предотвратит короткое замыкание между пластинами.

Съем подшипника

Лезвие, закрепленное в патроне дрели, сначала устанавливается в подшипник. Его необходимо удалить перед обрезкой. Для снятия подшипника без съемника можно использовать тиски, молоток и зубило. Зажмите вал с подшипником в тисках так, чтобы сжимался только подшипник. Установите острый конец зубила в конец вала и легкими ударами молотка выбейте вал из подшипника.

Ремонт обмотки

Перемотка арматуры УШМ – работа, требующая соответствующих навыков и особой аккуратности. Для достижения наилучшего конечного результата стоит обратиться к соответствующему специалисту.

Как перемотать в домашних условиях?

Если нарушена целостность обмотки ротора, ее нужно аккуратно снять, используя пассатижи, ножовку по металлу, стамеску, кусачки – все необходимые инструменты. Избегайте повреждения контактов коллектора, железной основы обмотки и вала якоря. Перед снятием узнайте, каково расположение обмотки и зафиксируйте этот факт на бумаге. В процессе следуйте подготовленной схеме направления намотки.

Обмоточный провод помещается в специальные пазы в железной основе. Необходимо рассчитать, сколько проводников находится в каждом слоте и исходя из этого рассчитать количество витков. В стандартном варианте они должны быть 2000 — 2300.

Картонные листы вставляются в прорези, и изолируют обмотку от соприкосновения с железным основанием. Затем наматывается провод, концы которого по окончании припаиваются к контактам коллектора.

Важно подобрать медный провод соответствующего сечения и подходящей длины. Провод, используемый для намотки электродвигателей, покрыт электроизоляционным лаком. В процессе перемотки очень важно не повредить это покрытие. В противном случае может произойти повторный пробой обмотки.

Перед пропиткой новой обмотки необходимо прозвонить ее мультиметром или тестером, чтобы исключить наличие пробоя. Если такового нет, якорь отправляется в печь для нагрева. Нагретая обмотка ротора пропитана эпоксидной смолой. Для лучшего прохождения проволоки якорь держат под углом.

Меры предосторожности

Соблюдение мер предосторожности гарантирует исправность всех узлов УШМ на протяжении длительного периода работы:

  • не допускайте перегрева электродвигателя, графитовых щеток, не превышайте допустимую нагрузку на кофемолку;
  • используйте сменные отрезные круги подходящего диаметра;
  • не допускать попадания грязи, песка, влаги и посторонних предметов в корпус УШМ;
  • следить за состоянием смазки в редукторе и подшипниках – ее недостаток или выгорание приведет к увеличению нагрузки на электрическую часть инструмента;
  • избегайте работы в перегруженной сети, например, при работающем сварочном аппарате.

Типичные неисправности

Якорь электродвигателя не подвержен износу в нормальных условиях эксплуатации. Просто поменяйте щетки и измерьте допустимую длину. Но при длительных нагрузках обмотки статора начинают нагреваться, что приводит к образованию нагара.

Из-за механических воздействий якорь электродвигателя может деформироваться при повреждении подшипниковых узлов. Мотор будет работать, но постепенный износ лопаток или пластин приведет к окончательному выходу из строя. Но для экономии дорогостоящего оборудования зачастую достаточно провести профилактику и устройство можно будет использовать длительное время.

К негативным факторам, воздействующим на якорь электродвигателя, относится попадание влаги на металлические поверхности. Критическим является длительное воздействие влаги и появление ржавчины. Из-за красных отложений и грязи увеличивается трение, это увеличивает токовую нагрузку. Контактные детали нагреваются, припой может отслаиваться, создавая прерывистую искру.

Сервисный центр может помочь, но это потребует определенных затрат. С поломкой можно справиться самостоятельно, ознакомившись с вопросом: как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Для диагностики нужен прибор, измеряющий сопротивление и инструменты.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector