Как выбрать предохранители для автомобиля

Вопросы и ответы

Определение значения номинального напряжения

Номинальное напряжение предохранителя — это рабочее напряжение переменного или постоянного тока. Для надлежащей защиты любой системы напряжение предохранителя должно быть не ниже напряжения системы. Согласно IEC (Международной электротехнической комиссии), переменное напряжение при испытании предохранителей должно соответствовать 110% номинального напряжения с коэффициентом мощности 10-20%.

Согласно североамериканским стандартам (UL) достаточно, чтобы все предохранители были испытаны при их номинальном напряжении с коэффициентом мощности 15-20%. Вот почему большинство продуктов BUSSMANN имеют маркировку с двумя номинальными напряжениями (рис. 1).

Если два предохранителя установлены последовательно, каждый из них должен быть рассчитан на максимально возможное напряжение в цепи. Указанные напряжения переменного тока для предохранителей BUSSMANN действительны для частот 45-1000 Гц.

Процесс прерывания на более низких частотах аналогичен процессу в цепи постоянного тока. При частотах ниже 45 Гц необходимо произвести поправку на номинальное напряжение по графику, приведенному на рис. 2.

Определение значения номинального тока предохранителя

Номинальный ток предохранителя – это действующее значение тока, который предохранитель способен пропускать в течение длительного времени без ухудшения характеристик и выхода температуры за допустимые пределы. Для корректной работы предохранителя необходимо правильно выбрать значение номинального тока.

Это зависит как от параметров защищаемой цепи, так и от многих внешних факторов. При высоких температурах окружающей среды прочность предохранителя следует увеличить, а при низких температурах или при принудительном воздушном охлаждении — уменьшить.

На эту величину также влияют частота тока, плотность тока в зоне контакта, атмосферное давление (на высотах более 2000 м над уровнем моря), а также продолжительность и частота воздействия токов перегрузки. Все эти параметры связаны с номинальным током предохранителя по следующей формуле:

In = Ib/(Kt × Ke × Kv × Kf × Ka × Kb),
где In — номинальный ток предохранителя; Ib — действующий максимальный ток нагрузки в цепи, работающей длительное время; Kt – температурный коэффициент воздуха; Ke – коэффициент контактной плотности тока; Kv – коэффициент воздушного потока; Kf – коэффициент текущей частоты; Ка – коэффициент высоты; Kb – постоянная (const) нагрузка предохранителя.

В технической документации Bussmann номинальный ток предохранителей указан для температуры окружающей среды 20 °C.

Однако в реальных условиях эксплуатации температура может отличаться от этого значения. Повышение температуры среды, например в закрытой установке или в случае близости к теплонагруженным элементам, заставляет выбирать предохранитель с большим номиналом, так как для расплавления перемычки требуется меньше тепла.

И наоборот, снижение температуры окружающей среды требует использования предохранителя с меньшей силой тока. График для определения поправочного коэффициента в зависимости от температуры окружающей среды для типового быстродействующего предохранителя показан на рисунке четыре.

Таким образом, если температура окружающей среды составляет ок. 60 °С, поэтому при токе в цепи 100 А следует использовать предохранитель номиналом 100 А/0,8 = 125 А. Для оценки влияния воздуха используют различные эмпирические формулы и зависимости.

Для принудительного воздушного охлаждения предохранителей со скоростью потока 2-10 м/с допускается применять предохранитель меньшей мощности. Из графика на рис. 5 видно, что уже при расходе воздуха 2 м/с для цепи с максимальным током 1100 А следует использовать предохранитель с номинальным током 1000 А.

Следует отметить, что поток воздуха должен браться непосредственно из блока предохранителей,
не крыльчатка. Быстродействующие взрыватели достигаются увеличением плотности тока в шейках плавких элементов, что вызывает сильный нагрев корпуса взрывателя. Поэтому сечение и длина токоведущих стержней оказывают большое влияние на свойства предохранителя.

Около 70 % тепла, выделяемого предохранителем, отводится через шины. Поэтому увеличение сечения может увеличить номинальный ток на несколько процентов. Bussmann рекомендует плотность тока на сборных шинах 1,3 А/мм2 (согласно IEC 60269, часть 4, плотность тока может находиться в диапазоне 1–1,6 А/мм2).

Если фактическая плотность тока на сборных шинах больше этого значения, номинал предохранителя следует увеличить с помощью коэффициента, определяемого по графику, приведенному на рис. 6.

Например, прямоугольный предохранитель на 200 А устанавливается на сборную шину сечением 100 мм2. Плотность тока в этом случае 200/100 = 2 А/мм2. Для выполнения требования 1,3 А/мм2 рекомендуемое сечение стержня должно составлять 200/1,3 = 154 мм2. Фактический размер шин 100/154 = 65% от рекомендуемого значения.

Определив по графику коэффициент Ке, получим номинальный ток предохранителя 200/0,94 = 213 А. Если обе присоединяемые шины не равны, коэффициент Ке можно рассчитать по формуле: Ке = (Ке1 + Ке2) / 2. Предохранители, работающие в высокочастотных цепях, требуют особого внимания. В таких условиях их пропускная способность по току может быть снижена из-за возникновения скин-эффекта и эффекта близости токоведущих элементов предохранителя.

Скин-эффект выражается в увеличении плотности тока от центра к поверхности проводника. Это связано с явлением смещения тока в проводнике под действием собственного магнитного поля. Эффект близости выражается в сдвиге плотности тока из-за действия тока в соседних проводниках.

Оба этих индуктивных эффекта создают неравномерное распределение тока по сечению проводника, что приводит к повышенному тепловыделению. Для их учета вводится поправочный коэффициент на текущую частоту Кф, определяемый по графику, приведенному на рис. 7.

Из графика видно, что для тока 100 А при частоте 10 кГц следует использовать предохранитель 100/0,7 = 143 А. При использовании предохранителей, например в горах, ухудшается конвекционное охлаждение из-за уменьшения плотности атмосферы .

Поэтому на высотах более 2000 м над уровнем моря используется коэффициент высоты, рассчитываемый по формуле: Ка = (1 — (h — 2000) / 20000), где h — высота в метрах над уровнем моря. Так, на высоте 5000 ми цепь с током 85 А следует использовать предохранитель номиналом 85/(1 — (5000 — 2000)/20000) = 100 А.

Постоянная (const) нагрузка предохранителя Кб определяется на основании технического описания взрывателя. Это зависит от материала корпуса предохранителя. Так, для фарфоровых предохранителей значение равно 1, а для стеклопластикового корпуса — 0,8.

Принцип действия плавких предохранителей

Принцип работы одноразовых защитных приспособлений очень прост. Внутри каждого из них находится калиброванный провод, соединяющий контакты. Если значение тока не превышает максимально допустимых норм, происходит нагрев до ок. 70 градусов. Когда электрический ток превышает установленный номинал, нагрев провода значительно увеличивается.

При определенной температуре он начинает плавиться, в результате чего происходит разрыв электрической цепи. Перегорание проводки происходит практически сразу. Из-за этого предохранители и получили свое название — плавкая вставка.

В разных конструкциях плавкой вставки предохранитель подбирается таким образом, чтобы срабатывание происходило при заданном значении тока. В процессе эксплуатации предохранители периодически выходят из строя и подлежат замене. Как правило, они не ремонтируются, но многие домашние умельцы восстанавливают их вполне успешно.

Так как сгорает только сам провод, а корпус остается целым, необходимо его заменить, и устройство продолжит выполнять свои функции. Новые технические характеристики зачастую не только не уступают старому устройству, но и превосходят его по многим параметрам, так как качество ручной сборки всегда выше заводской. Главное условие – правильный выбор материала проводника и расчет сечения.

Плавкие вставки. Как выбрать и расчет тока. Работа и применение

Плавкие вставки представляют собой электрические элементы для защиты оборудования от коротких замыканий и перенапряжений путем отключения тока при превышении предельных значений для токовых нагрузок. Размыкание цепи происходит за счет оплавления контровочной проволоки определенной толщины.

В промышленности известно несколько типов этих устройств. Все они отличаются внутренними и внешними конструктивными особенностями, и работают по простому принципу.

Сейчас для защиты электрооборудования квартиры используются более удобные многоразовые автоматы, но в пробках по-прежнему встречаются одноразовые предохранители. Они особенно актуальны для помещений временных и старых построек, где установка эффективных современных щитов экономически не оправдана. В бытовой технике до сих пор нет альтернативы классическому предохранителю.

Плавильные вставки также активно используются в промышленности. От них может зависеть производительность всего завода или инженерной сети. Промышленные предохранители лучше не покупать с рук, на рынке или в непроверенных организациях. Мудрое решение – обратиться к профессионалам в области электроники, например, в интернет-магазин Conrad.ru. В таких случаях скупой платит не дважды, а трижды

На принципиальных схемах графическое обозначение вставки похоже на обозначение резистора, но со сплошной линией в центре прямоугольника. В основном обозначается как F или Pr. За буквой обычно следует показатель величины тока защиты.

Допустим, F1A указывает на то, что в цепи установлен предохранитель, рассчитанный на допустимый ток 1 ампер. В некоторых случаях делается международное обозначение «предохранитель» («тепловой предохранитель»).

Формула для расчета диаметра медной проволоки для предохранителя

Для определения более точных значений диаметра медного провода для ремонта предохранителя, или если вам нужен предохранитель на ток защиты, значение которого отсутствует в таблице, можно воспользоваться следующей формулой.
Формула расчета диаметра медного провода для предохранителя

Формула расчета диаметра медного провода для ремонта предохранителей

где это находится
I пр — ток защиты предохранителя, А;
d — диаметр медной проволоки, мм.

Общие правила расчета

Для правильного расчета плавких вставок необходимо учитывать номинальное напряжение. Это значение должно быть таким, чтобы предохранитель отключал электрическую цепь. Основным показателем является минимальное напряжение на базе и предохранителе.

Еще одним важным показателем, который следует учитывать при расчетах, является напряжение отсечки. Этот параметр состоит из мгновенного значения напряжения, отображаемого после срабатывания самого предохранителя или соединения предохранителя. Как правило, учитывается максимальное значение этого напряжения.

Кроме того, в обязательном порядке учитывается ток плавления, от которого зависит диаметр установленной внутри проволоки. При расчете взрывателя для каждого металла этот показатель имеет свое значение и подбирается с помощью таблицы или калькулятора.

Материал и размеры вставок должны обеспечивать необходимые защитные свойства. Длина вставки не должна быть слишком большой, так как это повлияет на гашение дуги и общие тепловые характеристики.

Расчетная мощность нагрузки обычно указывается на этикетке изделия. По этому параметру рассчитывают номинальный ток предохранителя по формуле: Iном = Pmax/U, где Iном — номинальный ток защиты, Pmax — максимальная мощность нагрузки и U — напряжение сети.

Выбор диаметра проволоки и ремонт предохранителя

Ну а теперь перейдем к главному вопросу нашей статьи – выбору диаметра и самому ремонту. Начнем с первого.

Выбор диаметра проводника

Диаметр сердечника во взрывателях четко рассчитан. При замене необходимо установить проводник того же диаметра. В противном случае предохранитель не будет выполнять свою функцию по защите электрической сети.

  • Это можно сделать несколькими способами. Проще всего взять размер провода предохранителя, а таблица стандартных значений позволяет сделать свой выбор. Для этого достаточно измерить диаметр проволоки.

  • Диаметр проволоки можно измерить штангенциркулем или даже обычной линейкой. Если диаметр плавкой вставки слишком мал, измерения можно провести следующим образом. Оборачиваем нить вокруг любого мелкого предмета: зажигалки, карандаша, ручки.
  • Для большей точности измерения рекомендуется совершать 10-20 оборотов. Мы делаем витки как можно плотнее, чтобы исключить пространство между ними. Затем измеряем диаметр всех изгибов. Разделите полученное значение на количество оборотов. К переднему диаметру плавкой проволоки.

Примечание! При использовании этого метода для измерения диаметра у вас, вероятно, будет небольшая погрешность из-за недостаточной плотности витка. Поэтому полученное число округляется в меньшую сторону до ближайшего меньшего числа.

  • Расчет предохранителя из медной проволоки можно выполнить и для значений, не указанных в таблице. Для этого нам нужно знать требуемый ток предохранителя и материал провода.
  • Для расчета диаметра медного провода для предохранителя до 7А используйте следующую формулу. В этой формуле d – расчетный диаметр, Iпл – требуемый ток предохранителя, k – коэффициент, учитывающий материал провода. Для меди это 0,034.
  • Если вы хотите рассчитать диаметр провода для врезки номиналом больше 7А своими руками, вам следует воспользоваться следующей формулой. В этой формуле m — коэффициент, учитывающий материал провода. Для меди это 80.

  • Если толщина провода для предохранителя после расчета или подбора по таблице окажется такой, что его нет в наличии. Затем можно получить необходимый диаметр, соединив несколько проводов разного сечения. Хотя этот вариант немного хуже.

Ремонт предохранителей

установка вместо калиброванного предохранителя в линии предохранителя в просторечии называется установкой «жучка». Любая «жучка» по правилам ПУЭ недопустима, так как не всегда способна качественно защитить электроустановку.

Однако этот метод ремонта предохранителей используется достаточно часто. Особенно, когда под рукой нет дополнительного предохранителя.

  • Установка неисправности вместо предохранителя зависит от типа. Если это трубчатый предохранитель на большой номинальный ток, такие изделия обычно имеют разборную конструкцию, как на видео.

  • Это означает, что предохранитель можно выкрутить. Удалите перегоревший предохранитель и замените его предохранителем с медным проводом.
  • С изделиями меньшего номинала все немного сложнее. Их обычно делают неразъемными, которые необходимо вскрывать.

  • Если у вас есть стеклянный или керамический предохранитель, у него обычно металлические концы. Для установки «жучка» их нужно просверлить с двух сторон, а в образовавшуюся полость вставить нашу направляющую. Отверстие рекомендуется запаивать вместе с проводником.
  • Самостоятельно отремонтировать ножевые предохранители немного сложнее. Здесь не получится просверлить отверстие, так как необходимо зафиксировать резьбу ножей, спрятанных под корпусом. В этом случае кусок плавкой проволоки на 10 А или другого номинала подключается непосредственно к ножам в передней части кузова. А вот и предохранитель.

Примечание! Этот метод намного опаснее. Потому что когда нить накала горит, она может попасть в соседнее оборудование. Это не может привести к возгоранию, но может привести к повреждению оборудования.

  • по этим причинам наша инструкция не рекомендует обматывать провод непосредственно вокруг контактов держателя предохранителя. То же самое относится и к намотке провода на корпус трубчатого предохранителя.

Как подобрать силовую проводку

Выбор предохранителя по сечению кабеля

Кабель питания должен подходить для системы, от которой он получает питание. Если кабель недостаточно толстый, будут большие потери, т.е. «угар», как сейчас принято называть это явление. Это потому, что кабель имеет сопротивление, хотя и бесконечно малое.

на самом деле оно очень мало, примерно 0,3 — 0,8 Ом на км длины кабеля. Но он все же есть, и при больших токах в линии могут быть заметны потери.

Подбор сечения кабеля

Чтобы подобрать кабель нужного сечения, ничего рассчитывать не нужно. Очевидно, можно задать потребляемый ток, допустимое поглощение, например, ток в системе 100 А, а поглощение не превышает 0,5 В, и рассчитать необходимое сечение кабеля с учетом длины линии. Это не обязательно. Существует старое эмпирическое правило выбора силовых кабелей, которое для удобства называется «пять ампер на квадрат»:

Он основан на том, что длина линии от источника до пользователей (до усилителей) не превышает 5 м. Это 99% всех случаев. Что означает это правило? Это норма для плотности тока. При плотности тока пять ампер на квадратный миллиметр потери на кабеле длиной до 5 метров будут не более 0,5 В. Тем более не более 0,5, это важный, максимальный, нерабочий ток.

Как использовать это правило? Возьми усилитель и посмотри какой у него номинал предохранителя. Если их много, считайте общую номинальную стоимость. Если у вас есть несколько усилителей и вы собираетесь управлять ими с помощью одного кабеля, добавьте предустановленные значения

. Полученный результат примите за максимальное энергопотребление. Реальный рабочий будет гораздо меньше. Делим максимальный ток на 5 и получаем необходимое сечение кабеля («5 А на 1 кВ мм).

Затем возьмите следующий по величине стандартный размер кабеля. У нас есть усилитель Oris TA-150.4 с предохранителем на 100А. Обычно производитель дает запас в 10-20% при выборе предохранителя. Примите максимальный ток 100А.

Разделите 100 на 5, чтобы получить 20 квадратов. Для управления таким усилителем нужен кабель сечением не менее 20 кв.мм. Выбираем следующее стандартное сечение кабеля: 25 кв. Каждый. Для привода усилителя Oris TA-150.

4 необходим и достаточен кабель сечением 25 квадратных миллиметров. Можно использовать кабель большего сечения, хуже не будет. Хотите стать лучше? Практика показывает, что если взять кабель на два и более размера больше, то лучше точно не будет. Однако потери в кабеле стремятся к нулю.

Используя правило «пять ампер на квадрат», выберите нужное сечение провода или на один размер больше. Не рекомендуется покупать более толстый кабель.

Prosad не просто зарабатывает на жизнь кабельным телевидением. А например еще и на предохранитель.

Подбор предохранителя

Предохранитель на шнуре питания должен быть обязательным и должен быть установлен рядом с источником питания. В аварийной ситуации он должен защищать источник питания от короткого замыкания. Что бы ни случилось, кабель перетерся и замкнул на массу, либо усилитель сгорел и как-то замкнул. Предохранитель должен быть отключен, чтобы предотвратить возгорание проводов.

Принцип работы предохранителя прост и основан на законе Ома для замкнутой цепи.

Где Un — падение напряжения между элементами системы: на проводах, сначала на самом усилителе и т.д.

Все это некая просадка, но мы не называем это падением напряжения на усилителе. Величина падения напряжения на прямой линии зависит от сопротивления элемента системы и всегда во много раз меньше, чем падение напряжения на основном звене, усилителе.

Хотя все в порядке, потери на кабеле и на предохранителе не значительные, все работает. Теперь представим, что возникла какая-то чрезвычайная ситуация. Короткое замыкание в проводке.

Из всех элементов системы, подключенных к источнику питания (аккумулятору), остались только шнур питания и предохранитель (усилитель выпал из системы). И вся энергия будет рассеиваться прямо на кабеле и на передней панели.

Что сгорит первым, нить или первое? Чтобы предохранитель сработал, усилие на нем должно быть намного больше. Это будет работать стабильно. Поэтому выбирать предохранитель нужно строго по кабелю.

Не от потребляемой мощности, а от сечения кабеля.

Номинал предохранителя также выбирают по правилу пять ампер на квадрат. Только в обратном направлении. Допустим, вам нужно подобрать предохранитель на кабель 25 кв., который питает тот же усилитель Oris TA-150.4. Умножая 25 на 5, получаем требуемую мощность 125А. Следующим по величине значением является 150А.

Если линия питания выбрана по описанному правилу, система работает стабильно, с хорошим запасом, а в случае короткого замыкания предохранитель срабатывает четко. Потери в кабелях и предохранителях очень малы. Не обойти предохранитель. Это иногда делается на соревнованиях, чтобы уменьшить просадку. Но в быту он нам совершенно не нужен.

Читайте также: Как проверить конденсатор — используем мультиметр для проверки на работоспособность конденсатор

Типы плавких предохранителей

По назначению и конструкции предохранители бывают следующих типов:

  • Вилка (в основном используется для защиты кабелей и электрических устройств в автомобилях);
  • Со слаботочными вставками для защиты электроприборов с током потребления до 6 ампер;
  • Пробковые (устанавливаются в экранах жилых домов, рассчитаны на токи защиты до 63 ампер);
  • Ножевого типа (используется в промышленности для защиты сетей с током потребления до 1250 ампер);
  • Добыча газа;
  • Кварц.

Рассмотренная в статье технология ремонта предназначена для восстановления вилки с помощью слаботочных вставок, колпачковых и ножевых предохранителей.

Трубчатые плавкие предохранители

Трубчатый взрыватель представляет собой стеклянную или керамическую трубку, закрытую на концах металлическими колпачками, которая соединена проволокой калиброванного диаметра, проходящей внутри трубки. Вы можете увидеть, как выглядят трубные предохранители на картинке.

Проволока точечно приваривается к колпачкам или приваривается. В предохранителях, рассчитанных на очень большие токи, полость внутри трубки часто заполняют кварцевым песком.

Автомобильные плавкие предохранители

Автомобильные предохранители редко выходят из строя. Обычно только при выходе из строя оборудования. Очень часто когда перегорают лампочки возле фар. Дело в том, что при обрыве нити накала лампочки образуется гальваническая дуга, нить перегорает и укорачивается, сопротивление резко падает, а сила тока увеличивается многократно.

Бывает, что при заклинивании дворников сгорает автомобильный предохранитель. Реже встречается при коротких замыканиях в проводах. На фото вы видите обычные автомобильные ножевые предохранители. Под каждым предохранителем указан ток защиты в амперах.

Перегоревший предохранитель в автомобиле следует заменить предохранителем того же номинала, но вы также можете исправить это, заменив предохранитель на медный провод соответствующего сечения. Напряжение бортовой сети автомобиля значения не имеет. Самое главное – соблюдение тока защиты. Если сложно определить природу перегоревшего автоматического предохранителя, можно использовать цветовую маркировку.

Влияние перегрузок

Максимальный ток Imax, которому может подвергаться предохранитель, зависит от продолжительности и частоты импульсов перегрузки. По длительности перегрузки их делят на две категории:
• перегрузки продолжительностью более 1 с;
• перегрузки длительностью менее 1 с.

В таблице приведены основные рекомендации по определению максимально допустимого тока перегрузки Imax. Ток плавления получают из времятоковой характеристики предохранителя. Типичные примеры циклов нагрузки, включая токи перегрузки, показаны на рис. 8.

Возьмем, к примеру, предохранитель на 200 А, который подвергается перегрузке в 300 А 3-5 раз в день, каждый по 5 секунд. Для этого типа предохранителя находим по времятоковой кривой, что ток плавления It, соответствующий времени перегрузки 5 с, составит 600 А. По таблице определяем, что для этого типа предохранителя ток максимально возможный ток перегрузки 60% × 600 = 360 А.

Это означает, что данный предохранитель выдерживает временные перегрузки до 360 А. Таким образом, выбранный предохранитель на 200 А, подвергаемый перегрузке 300 А в течение 5 с 3-5 раз в сутки, сработает правильно.

Циклические нагрузки

Циклическая нагрузка, приводящая к преждевременному выходу из строя предохранителей, определяется закономерными и неравномерными изменениями тока нагрузки. При этом параметры тока должны достигать значений, приводящих к деформации элементов предохранителя. Во избежание этого при выборе предохранителя добавляется определенный запас прочности.

Поскольку установить общее правило для всех ситуаций невозможно, используется дополнительный коэффициент G, который определяется опытным путем. В большинстве случаев достаточно следующего значения коэффициента G = 1,6.

При выборе предохранителя необходимо проверить, достаточен ли запас прочности в условиях периодической импульсной нагрузки. Для этого необходимо определить ток предохранителя Det по времятоковой характеристике предохранителя. В качестве аргумента принимается длительность одного импульса из цикла.

Затем по графику (рис. 9) найти коэффициент циклических пульсаций В. Здесь в качестве аргумента используется период импульсов Т. Чтобы предохранитель надежно выполнял свои функции, допустимое значение импульсного тока должно быть меньше произведения тока плавления It на коэффициент B:

Предполагая, что параметры ухудшения отсутствуют, примем коэффициент G равным 1,6. Мы получили
I > Irms × G = 107 × 1,6 = 171 А.
После первой оценки в этом случае достаточно предохранителя на 200 А. Теперь давайте проверим запас прочности для фактора B. Длительность импульса (рис. 10) 120 с.По времятоковой характеристике (рис. 11) определяем ток плавления It за 120 с.Он равен 440 А.

Затем по графику (рис. 10) вычисляем период цикла Т. Он равен 120 с + 15 мин = 17 мин. По графику (рис. 12) определяем коэффициент В для 17 минут. Коэффициент В равен 0,32. Проверим выполнение условия надежности при работе с заданной циклической нагрузкой. Умножая коэффициент В на ток плавления, получаем 440×0,32 = 141 А, что меньше импульсного тока 150 А.

Значит, при такой циклической нагрузке предохранитель на 200 А не будет иметь достаточного запаса прочности. Стоимость залога должна быть увеличена. Осуществляя такие проверки, можно добиться гарантии длительной работы взрывателя в условиях импульсно-циклического нагружения.

Иногда в результате расчетов оказывается, что показатель тепловой энергии I2t предохранителя становится больше, чем у защищаемого устройства, например, IGBT-модуля.

В этом случае предохранитель не сможет выполнять возложенные на него функции. В таких ситуациях стоит немного уменьшить запас прочности предохранителя, либо при значительном снижении прочности нужно выбрать другую модель предохранителя.

Помимо выбора основных параметров предохранителя, рассмотренных выше и являющихся определяющими, существуют и другие критерии, такие как конструкция, тип контактов, наличие индикации тура и так далее

Разновидности

Во-первых, давайте рассмотрим существующие виды автострахования. Их можно классифицировать по используемым материалам и самой конструкции. Так как теперь все знают, какие такие же предохранители нужны в автомобиле, стоит изучить их варианты.

Теперь к вопросу о том, какие предохранители используются в автомобилях. Начнем с производственных материалов. Здесь ключевую роль играет то, из чего изготовлен плавкий компонент. Поэтому элементы делятся на:

  • алюминий;
  • банка;
  • свинец;
  • сплав (сочетание свинца и олова).

Наиболее важной характеристикой продукта является его скорость или время отклика. То есть период времени, за который плавкий элемент успевает расплавиться и отключить цепь. Чем быстрее расплавится вставка, тем меньше вероятность повреждения защищаемого оборудования.

Для достижения желаемого результата эти вставки изготавливаются из специальных сплавов и металлов, которые отличаются низкой температурой плавления. Они могут быстро переходить из твердого состояния в жидкое.

Для увеличения быстродействия в конструкции некоторых взрывателей предусмотрена также подпружиненная система. Конструктивно предохранители, применяемые для автомобилей, можно разделить на пальчиковые и флажковые.

Продукция Finger широко используется на классических моделях автомобилей отечественного автопроизводителя в лице АВТОВАЗа. Это бруски, на которые надевается специальная плавкая перемычка. При этом пальцезащитные конструкции для автомобилей делятся на пластиковые и керамические предохранители.

 

Учитывая некоторые собенности предохранительных блоков, которыми оснащаются автомобили «Жигули», наиболее предпочтительным вариантом считается керамический элемент. Он более устойчив к высоким температурам, считается более надежным и не способствует неисправности, если предохранитель начнет нагреваться.

Но на современных автомобилях от пальцевых конструкций отказались. Сейчас основную часть взрывателей составляют элементы защиты флажка. Они превосходят пальчиковые аналоги по удобству использования, а также опережают по надежности.

Флажки также часто называют ножевыми лезвиями, так как в их конструкции предусмотрена пара ножек, необходимых для контакта при установке их в гнезда внутри предохранительного блока. Название флажковых предохранителей можно объяснить прямоугольной или квадратной верхней частью, где непосредственно размещается собственно плавкий элемент или перемычка.

Головки флагов выполнены в разных цветах, что напрямую зависит от номинала. Визуально он действительно напоминает флаг, откуда и пошло соответствующее название. Флажковые элементы в предохранительном блоке ценятся за хороший и прочный контакт с сиденьем. Но чтобы снять устройство, нужно использовать специальный инструмент.

Предугадывая этот момент, автопроизводители размещают пластиковые хомуты на крышке предохранительного блока с внутренней стороны. При необходимости такой инструмент легко найти в любом автомагазине.

Если вы работаете в экстремальных условиях, или просто нет времени искать и покупать пассатижи, можно захватить флажок пассатижами. Но тут крайне важно быть осторожным, чтобы случайно не спровоцировать короткое замыкание выводов. Лучше взять специализированный прибор.

Понятие номинала

Чтобы изучить все существующие типы предохранителей, применяемых в автомобилях, недостаточно знать конструкцию и материал. Здесь большое значение имеют значения, то есть размеры силы тока, которую элемент способен пропустить через себя.

При выборе предохранителей для автомобилей, которые нужны взамен перегоревших, всегда и обязательно нужно смотреть на эту характеристику. Дело в том, что к разным линиям электропередач в автомобиле подключено разное количество электрозависимого оборудования.

Каждый потребитель энергии имеет свою удельную мощность. Вполне логично и естественно, что схема питания головной оптики нуждается в пропускной способности значительно большей, чем в случае схемы питания салонного освещения. Это означает, что предохранитель фар должен иметь большую мощность, чем элемент защиты освещения салона.

Номинал, означающий силу тока, который может пройти через предохранитель, измеряется в амперах. Номинал во многом зависит от типа используемого предохранителя. Флаги по этому компоненту гораздо разнообразнее, и представлены с разными номиналами. А уже достаточно устаревшие конструкции пальцев имеют всего 2 вида номиналов. Это 16 и 8 ампер.

Зависимость цвета от номинала

Опытные автомобилисты по цвету флажкового предохранителя могут просто определить, какой именно класс у того или иного предохранителя. Не лишним будет изучить все виды номиналов и виды их цветового обозначения. Представленные виды элементов защиты стандартизированы, поэтому используются на всех современных автомобилях.

То есть автомобильные предохранители разных марок и моделей все же имеют примерно одинаковое цветовое оформление в зависимости от значения номинала. Может отличаться по цветовому оттенку. Также предлагаем вам ознакомиться с этой характеристикой и узнать, в каком цвете какое номинальное значение тока будет иметь компонент защиты.

  • предохранители на 1 Ампер полностью окрашены в черный цвет;
  • если цвет серый, ток, проходящий через элемент, будет 2 А;
  • блоки фиолетового цвета номиналом 3 А;
  • 5 А определяется по коричнево-желтому цвету;
  • чистый коричневый соответствует 7,5 А;
  • если вы видите красный флажок, это 10 ампер;
  • на 15 А используется синяя краска;
  • все желтые предохранители идут на 20 А;
  • 25-амперные предохранители выполнены в белом цвете;
  • зеленые элементы означают, что значение здесь равно 30 А;
  • оранжевый флажок дает 40 А;
  • Предохранители на 60 А обозначены синим цветом;
  • светло-коричневые элементы означают 70 А;
  • 80 А можно узнать по ярко-желтому цвету;
  • все фиолетовые блоки идут на 100А.

Важно учитывать, что оттенки приборов могут незначительно отличаться. Поэтому лучше предварительно заглянуть в руководство пользователя конкретно к вашему автомобилю, а также внимательно изучить информацию на крышке блока предохранителей и цифры на самих предохранителях.

Номинальное значение рассчитывается исходя из нагрузки на электрическую цепь при включении всех потребителей, запитанных через предохранитель, плюс обеспечивается небольшой запас прочности. Все эти параметры рассчитываются на этапе производства. Информация о расположении и назначении каждого отдельного предохранителя подробно описана в руководстве пользователя и в руководстве по ремонту.

Кроме того, на самой крышке блока предохранителей тоже содержится полезная и нужная информация для водителя. Прежде чем менять сгоревший элемент, проверьте его номинал, купите такой же флажок и установите его вместо старого элемента защиты.

Почему важно не перепутать предохранители

Каждый из вас уже хорошо знает и понимает, что для всех предохранителей дается определенный номинал и он адаптирован к конкретным розеткам. Каждая розетка ведет к какому-то электрическому проводу на автомобиле.

Если автомобилист по ошибке или из-за отсутствия соответствующих знаний перепутает места расположения предохранителей, отличающихся по номиналу, могут возникнуть довольно серьезные проблемы. Когда значение слишком мало, плавкий элемент очень быстро выйдет из строя при относительно низких нагрузках.

Само электрозависимое оборудование, к которому подключается этот предохранитель, может работать в штатном режиме и со стандартной нагрузкой. Но сам элемент защиты приспособлен к меньшей силе тока. И если он встречает значение, превышающее порог плавления, то плавкий компонент разрушается, цепь размывается, и оборудование отключается. Здесь нет необходимости в коротком замыкании. Срабатывает предохранитель.

Бывает и другая ситуация, когда вместо плавкого флажка с малым номиналом устанавливаются предохранители, рассчитанные на большую нагрузку. Тогда с защитным элементом ничего не может случиться даже при значительном увеличении силы тока, вплоть до короткого замыкания.

Плавкая составляющая не воспринимает нагрузку как высокую, но для защищаемого оборудования значения оборотов превысили допустимые. Происходит короткое замыкание, но цепь не размыкается. Поскольку защитный элемент не сработал, электропроводка автомобиля начинает гореть, и все оборудование может выйти из строя.

Как видите, путать предохранители разных классификаций крайне нежелательно. Необходимо использовать только плавкие элементы, предусмотренные производителем автомобиля для каждого конкретного сиденья в блоке безопасности. Этот же фактор запрещает и категорически не рекомендует использование подручных средств, таких как проволока, монета и другие инструменты при замене предохранителей.

Обычно так делают в ситуациях, когда нет специальных пассатижей, а нужно быстро поменять сгоревший элемент. Но вы сильно рискуете, используя подручные средства. Это относится, в частности, ко всем металлическим предметам.

Здесь важно понимать, что предохранитель вряд ли сгорит просто так, если он установлен в правильное гнездо и имеет правильный номинал. С помощью провода или монеты не получится разомкнуть цепь, когда в электрооборудовании произошло короткое замыкание. Вы только создадите больше проблем. Попытка использовать металлический предмет может привести к возгоранию и возгоранию.

Потому что только специальные плоскогубцы. Если вы потеряли заводской инструмент, который обычно находится внутри крышки блока предохранителей, приобретите новый набор плоскогубцев в автомагазине.

Рекомендации по выбору

Чтобы предохранитель не вышел из строя в самый ответственный момент, перед его установкой нужно убедиться в эффективности защитных свойств элемента. Старые сгоревшие флаги ремонту не подлежат. Это недорогие расходники, которые меняются по мере необходимости. Но прежде чем устанавливать новый элемент, нужно разобраться в причинах выхода из строя предшественника.

При возникновении проблемы в автомобиле простой заменой не обойтись. Новый предохранитель сгорит так же быстро, как и старый. Менять его несколько раз в неделю точно не вариант. Если проблема с автомобилем решена, можно смело приобретать и устанавливать защитный компонент предохранительного блока в соответствующий монтажный слот. При выборе рекомендуется придерживаться нескольких простых советов.

  1. Режиссер. Доверяйте хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, которые производят действительно качественную продукцию. Поскольку предохранители дешевы и пользуются большим спросом, многие пытаются вывести этот продукт на рынок. И это не всегда имеет хороший уровень качества. Даже такие предметы лучше покупать у проверенных производителей.
  2. Место, где был куплен товар. Красивая упаковка и известное имя на ней не означает, что перед вами хороший запал. Нередко автомобилисты сталкиваются с подделками и дешевыми копиями оригинальных защитных устройств. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется обращаться к сертифицированным продавцам и магазинам с хорошей репутацией.
  3. Толщина. Бывает, что предохранители с разными номиналами имеют в конструкции плавкие перемычки абсолютно одинаковой толщины. Это явный признак подделки или некачественного товара. Чем выше рейтинг, тем толще мост, так как он рассчитан на плавление при более высоких нагрузках. Если вы заметили одинаковую толщину на номинально разных предохранителях, смело выбрасывайте всю упаковку. Такие элементы непригодны для использования.
  4. Испытание на короткое замыкание. Редко предохранители продаются и покупаются поштучно. Обычно это целая упаковка, которая долго и верой и правдой служит автовладельцу, хранится в гараже или в машине, чтобы в случае необходимости всегда был запасной предохранитель. Вы можете пожертвовать одним из них, тем самым обеспечив качество всей партии.

Для этого выполните короткое замыкание вручную. Вам просто не придется жертвовать своей машиной для этих целей. Достаточно пару проводов подключить к клеммам защитного элемента через клеммы типа мама, а противоположные концы подключить к клеммам автомобильного аккумулятора. При этом обязательно отключите аккумуляторную батарею от электросети на самом автомобиле.

После такого подключения перегорает исправный и рабочий предохранитель. Если легкоплавкий элемент остался целым, но сам корпус начал плавиться, впереди вас ждут плохие предохранители. Категорически не рекомендуется их использовать.

Наиболее эффективным способом обеспечения длительной и безотказной работы предохранителей является комплекс мер, направленных на предотвращение возможных коротких замыканий в бортовой электрической сети. Старайтесь не перегружать машину ненужным оборудованием, реально оценивайте характеристики генератора и аккумулятора.

Также всегда следите за состоянием электрически зависимых узлов, систем и механизмов. Полностью защитить от коротких замыканий и перегрузок электросистемы автомобиля невозможно. Для этого предусмотрены специальные предохранители, которые фактически жертвуют собой, чтобы не пострадало само оборудование. Ведь затраты намного выше по сравнению с ценой простого предохранителя.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector