Как восстановить аккумулятор шуруповёрта самостоятельно

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Способы ремонта аккумулятора
  2. Как определить неисправности аккумулятора
  3. Какие аккумуляторы стоят в шуруповертах
  4. Какие инструменты нам понадобятся
  5. Пошаговая инструкция по ремонту
  6. Как разобрать корпус АКБ
  7. Находим неисправные ячейки
  8. Подбор элементов для замены
  9. Как припаять банки к батарее
  10. Проверяем аккумулятор после ремонта
  11. Устранение эффекта памяти
  12. Замена банок полная или частичная
  13. Как разобрать аккумулятор шуруповерта
  14. Виды аккумуляторных банок
  15. Устройство батареи шуруповёрта
  16. Как проверить батарейки в аккумуляторе
  17. Как выбрать аккумуляторные банки под замену
  18. Ток разряда АКБ шуруповёрта
  19. Количество циклов заряда/разряда
  20. С пластинами или без
  21. Замена батарей в аккумуляторе
  22. Методы восстановления аккумуляторных банок
  23. Никель-кадмиевые аккумуляторы
  24. Как восстановить литий-ионный аккумулятор
  25. Диагностика неисправностей АКБ
  26. Метод мультиметра
  27. Метод нагрузки
  28. Поэлементная проверка
  29. Устраняем эффект памяти
  30. Долив дистиллированной воды в Ni-Cd АКБ
  31. Реанимация путем замены
  32. Выпуск газа из Li-ion аккумуляторов
  33. Подведем итоги

Способы ремонта аккумулятора

Довольно часто аккумулятор заряжается не полностью, при этом срок его службы невелик. Это может быть не из-за неисправного аккумулятора, а из-за выхода из строя или окисления контактных пластин на аккумуляторе или зарядном устройстве.

Как оживить аккумулятор шуруповерта: Сначала проверьте состояние контактных пружин на аккумуляторе и при зарядке

В этом случае восстановить батарею шуруповерта несложно. В первую очередь проверьте состояние пластин. Очищаем их от налета, грязи, окислов, натираем до блеска. Если пластины погнулись, возвращаем им прежнюю форму. Аналогичные манипуляции проделываем с контактными пластинами зарядного устройства (обязательно отключив его от сети). Потом проверяем, помогло или нет. Нет, мы идем дальше.

Как определить неисправности аккумулятора

Если при работе шуруповертом значительно сокращается время работы от одного заряда и заметно падает мощность инструмента, аккумулятор неисправен. Проверить это можно, просто заменив батарейку.

Конечно, вечных батареек не бывает, и срок их службы ограничен. Самый простой вариант, конечно, купить новый аккумулятор. А можно рискнуть и восстановить аккумулятор шуруповерта самостоятельно. Для этого нужно открыть корпус аккумулятора, вынуть аккумулятор и, определив неисправный элемент, заменить последний.

Какие аккумуляторы стоят в шуруповертах

Шуруповерты могут комплектоваться никель-кадмиевыми, никель-металлогидридными или литий-ионными аккумуляторами. Как правило, в более современные модели устанавливаются литий-ионные аккумуляторы.

Эти аккумуляторы являются оптимальным вариантом для использования в шуруповертах благодаря сочетанию свойств:

  • соотношение емкости и габаритов;
  • продолжительность жизни;
  • нет эффекта памяти.

Но наряду с достоинствами есть и существенные недостатки – существенные температурные ограничения. Эксплуатация невозможна при низких температурах, так как аккумуляторы быстро разряжаются, есть риск самовозгорания или взрыва в случае сильного удара или сильного нагрева.

Отличия никель-кадмиевых и литий-ионных аккумуляторов:

  • имеет меньшую емкость
  • больший вес;
  • не так боится морозов;
  • при достижении предела срока службы электролит высыхает;
  • это эффект памяти. Емкость батареи может резко снизиться в результате неправильного использования, когда не полностью разряженная батарея ставится на зарядку.

Никель-металлогидридные аккумуляторы по сравнению с литий-ионными имеют:

  • менее выражен «эффект памяти»;
  • большой вес;
  • меньше емкость.

По истечении срока службы аккумуляторы этого типа восстановлению не подлежат.

В принципе, блок самой батареи не зависит от типа аккумуляторов. Разница будет только в количестве, так как напряжение литий-ионного элемента от 3,6 до 3,8 В. Напряжение элемента никель-кадмиевого аккумулятора от 1,2 до 1,4 В.

Кроме аккумуляторов в аккумуляторном ящике установлены схема защиты и управления, датчик температуры и контактная колодка.

Какие инструменты нам понадобятся

При восстановлении аккумулятора для шуруповерта вам понадобятся:

  • отвертка;
  • мультиметр;
  • банка;
  • специальный флюс;
  • паяльник, желательно мощностью не менее 100 Вт.

На заводе используется точечная сварка для соединения контактов с минимальным нагревом. Поэтому при пайке требуется высокая скорость, чтобы не повредить аккумуляторную ячейку.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

Пошаговая инструкция по ремонту

В домашних условиях можно самостоятельно оживить аккумулятор шуруповерта. Для этого нужно вскрыть корпус батареи и заменить элементы (или другими словами коробки).

Как разобрать корпус АКБ

Аккумулятор для большинства шуруповертов имеет разборный корпус. Но некоторые производители, чтобы исключить самостоятельную замену элементов, делают корпуса батарей неразборными. Таким образом, они вынуждают владельца покупать новый фирменный аккумулятор. В этом случае разобрать корпус без необратимых повреждений будет очень сложно.

Соединение частей корпуса можно выполнить с помощью шурупов, замков или клея. В первом случае можно разъединить части корпуса, просто открутив винты отверткой.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

Если части корпуса склеены между собой, аккуратно ножом раздвиньте детали, вставив в него лезвие. Затем необходимо расклинить стык, вставив в образовавшийся зазор любой твердый предмет подходящего размера. После нужно передвигаться по всей окружности тела. После того, как корпус был демонтирован, детали необходимо заново склеить.

Находим неисправные ячейки

Открыв корпус, можно увидеть, что элементы аккумулятора соединены между собой последовательно. Чтобы отремонтировать аккумулятор для шуруповерта, необходимо выявить неисправный элемент — обычно один или два элемента — и заменить его.

Нельзя использовать длительную пайку, так как она может повредить элемент при нагревании. Литий-ионные аккумуляторы особенно чувствительны к теплу. Если нет опыта пайки таких аккумуляторов, можно купить аккумуляторы с уже припаянными контактами на AliExpress.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

В интернете пишут, что никель-кадмиевые аккумуляторы со временем высыхают и элемент (банку) можно восстановить — просверлить в нем отверстие и шприцом залить внутрь воду. Но этот способ восстановления может привести к порче предмета и даже к порче, поэтому мы его рассматривать не будем.

Чтобы найти неисправные элементы, проверьте напряжение, создаваемое каждым элементом батареи в отдельности.

Для точных измерений аккумулятор должен быть полностью заряжен.

Необходимо извлечь содержимое корпуса и разложить все элементы на ровной поверхности. Измерить напряжение будет намного проще, если дать свободный доступ к каждому контакту аккумуляторной ячейки.

Для удобства следует нарисовать схему на листе бумаги и отметить на ней напряжение каждого элемента. Измеряем напряжение мультиметром, предварительно выбрав режим измерения постоянного напряжения с низким пределом измерения.

Уровень напряжения для каждого никель-кадмиевого элемента должен быть в пределах от 1,2 до 1,4 В, а для литий-ионных элементов от 3,6 до 3,8 В.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками

После этого аккумулятор должен быть разряжен. Для этого к нему можно подключить нагрузку. Например, мощная лампа накаливания, а можно собрать батарейку и работать отверткой, пока она не сядет.

Разряд батареи

После этого аккумулятор снова разбирается и измеряется напряжение. Если ранее на элементах определялись потери напряжения, при повторном измерении показания мультиметра будут еще ниже. Элементы следует заменять там, где разница в показаниях напряжения будет значительной: до 0,5 или 0,7 В для кадмия и менее 2,5 В для лития.

Подбор элементов для замены

Существует несколько способов выбора перезаряжаемых Li-Ion (литий-ионных) или Ni-Cd (никель-кадмиевых) аккумуляторов для замены. Если неисправных аккумуляторов от шуруповерта несколько, можно найти исправные, разобрав их, либо найти в магазинах электротоваров, либо в интернет-магазинах, например, на AliExpress.

Как правило, производители шуруповертов крупных марок используют модели с литиевыми батареями, выпускаемые несколькими производителями.

Также на AliExpress можно купить необходимые аккумуляторные элементы с уже приваренными с помощью контактной сварки дополнительными контактами. Это значительно упростит процесс замены и снизит вероятность повреждения заменяемого элемента.

Обратите внимание на соответствие технических характеристик заменяемых элементов, в частности емкости и напряжения.

Как припаять банки к батарее

Если у вас есть опыт пайки радиодеталей, замена поврежденного аккумулятора не вызовет (может) проблем:

  • осторожно удалите поврежденный элемент, разрезав соединительную пластину. При замене элемента соблюдайте полярность;
  • затем вы должны спаять элементы вместе. Обратите внимание на время прогрева контактов — оно должно быть минимальным, что особенно важно для литий-ионных аккумуляторов. При длительном контакте такой элемент неизбежно выйдет из строя, а также может самовозгораться или взрываться. Поэтому движение пайки должно быть точным и очень быстрым;
  • после того, как все элементы будут надежно спаяны, соберите их и закрепите между собой скотчем или изоляционной лентой. Процесс сборки аналогичен разборке, но в обратном порядке. После сборки содержимое помещается в коробку, а крышка фиксируется шурупами или клеем.

Проверяем аккумулятор после ремонта

После замены элементов аккумуляторной батареи необходимо уравнять потенциалы всех элементов аккумуляторной батареи. Для этого дайте последней зарядиться на длительное время. Затем, по окончании заряда аккумулятора, отвертку следует оставить примерно на сутки для восстановления.

Разрядить аккумулятор можно работая отверткой до полной разрядки или подключив к нему нагрузку. Например, лампа накаливания, рассчитанная на нужное напряжение. Для выравнивания заряда аккумулятора цикл заряда и разряда следует повторить дважды.

Устранение эффекта памяти

восстановление аккумулятора шуруповерта не всегда требует каких-то радикальных действий. Часто чередование полной зарядки (пока не погаснет индикатор зарядки) и полной разрядки аккумулятора помогает восстановить емкость аккумулятора. Этот способ еще называют «раскачивание батареи».

Он связан с так называемым «эффектом памяти» и характерен для шуруповертных аккумуляторов на основе никеля. И особенно сильно это выражено в никель-кадмии. Возникает, когда аккумулятор, разряженный в ноль, заряжается не полностью и начинает использоваться, или наоборот. Это приводит к укрупнению кристаллов активного вещества, что уменьшает площадь его активной поверхности.

Следуйте рекомендациям производителя по режимам зарядки и разрядки.

Убрать этот эффект или значительно уменьшить его помогает так называемая «тренировка» аккумулятора. Он состоит из повторяющихся циклов полной зарядки и разрядки.

Для этого аккумуляторную батарею полностью разряжают с помощью, например, лампочки. Затем полностью заряжается и снова подлежит разрядке. Повторите процесс 5 раз и, если отдельные элементы батареи находятся в хорошем состоянии, характеристики придут в норму или близки к ней.

Замена банок полная или частичная

Если восстановить аккумулятор шуруповерта «на лету» не удалось, необходимо заменить батарейки. Любой аккумулятор шуруповерта представляет собой цепочку последовательно соединенных аккумуляторных ящиков. При таком типе подключения, когда ячейка «проседает», вся батарея имеет пониженный заряд и быстро разряжается. Причем свойства ухудшаются настолько, насколько «просела» самая бракованная банка.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта: полная или частичная замена банок

Итак, есть два способа восстановить аккумулятор. Первый – найти «просевшие» элементы и заменить их. Второй — менять «все сразу». Второй вариант дороже по деньгам, но более «долгосрочный». При первом варианте остальные, даже если это исправные банки, тоже скоро упадут. Аккумулятор нужно снова ремонтировать. Поэтому целесообразно выбрать второй способ.

Как разобрать аккумулятор шуруповерта

В целом аккумуляторы многих электроинструментов устроены одинаково. Напряжение и зарядные токи разные, а само устройство похожее. Аккумуляторы упакованы в съемный пластиковый кейс. Корпус фиксируется несколькими винтами, дополнительная фиксация — пластиковыми замками.

После того, как винты откручены (могут потребоваться специальные виды отверток), аккумулятор сразу не разваливается. Он держится только на защелках. Внимательно осматриваем его и определяем их местонахождение. Нашли защелки, чуть придавили пластик в том месте, другую часть потянули на себя. Никаких лишних усилий, замки пластиковые, хрупкие.

Корпуса некоторых отверток бывают цельными, соединяются силиконом или приклеиваются. Аккуратно снимаем его, после чего повторяем манипуляции по отсоединению корпуса. Восстановленную батарею можно склеить или использовать скотч.

Виды аккумуляторных банок

Сняв крышку, вы увидите ряд аккумуляторов, соединенных металлическими пластинами. Сфотографируйте или нарисуйте сразу. Вы должны точно воссоздать всю последовательность. Затем батареи можно извлечь, чтобы определить тип и номинал.

Параметры обычно указаны на корпусе, так что проблем не возникает. Также описаны типы. В электрических бытовых инструментах кладут никель или литий. Но они могут быть разными.

  • Никель-кадмий, Ni-Cd. Наиболее распространен в прошлом. Стандартная коробка имеет заряд 1,2 В. Прозвонив 10 таких коробок обычно получаем необходимые 12 В с приличной мощностью в ампер-часах.

Недостатком является эффект памяти, который выражается в том, что аккумулятор «запоминает» самый низкий уровень заряда/разряда. Его следующий «максимум» не будет превышать этот диапазон. Так постепенно емкость аккумулятора снижается. Еще один недостаток — долгая зарядка.

Разные типы аккумуляторов имеют разные параметры

  • Гидрид никеля Ni-MH. Такие аккумуляторы обычно тоже имеют заряд 1,2 В. Они менее подвержены эффекту памяти, но еще дольше заряжаются, боятся низких температур, со временем теряют емкость.
  • Гидрид никеля — Ni-MH. Такие аккумуляторы обычно тоже имеют заряд 1,2 В. Они менее подвержены эффекту памяти, но еще дольше заряжаются, боятся низких температур, со временем теряют емкость.
  • Литий-ион — литий-ион. Допускается при зарядке с неполным разрядом и работе с неполным зарядом. Лучше переносят отрицательные температуры. Положительный момент — стандартная зарядка бокса 3,6 вольта, короткое время зарядки. Минус — высокая цена.
  • Литиевый полимер. Имеют повышенный заряд, не имеют «эффекта памяти». Минус в том, что их нельзя восстановить. То есть их просто выкидывают и вставляют новые.

Для замены ящиков нужно взять аналогичные. С NiCd и NiMh допускается взаимозаменяемость. Если у вас изначально литиевая батарея, то без вариантов. Сочетание NiCd, NiMh и Li-Ion невозможно из-за разного напряжения, тока и времени зарядки.

Устройство батареи шуруповёрта

Количество банок в аккумуляторе зависит от мощности инструмента и типа самих банок. Для бытовых шуруповертов, дрелей, болгарок и другого мелкого оборудования того же класса обычно последовательно соединяют от 4 до 16 коробок.

Компактные и мощные аккумуляторные батареи стоят дороже (намного дороже), но занимают меньше места и легче по весу. Чем легче батарея, тем легче и проще работать ручным инструментом.

Ящики соединены контактными пластинами. Контакты с первого и последнего выведены на внешний блок на корпусе. Это токовые клеммы, через которые осуществляется заряд/разряд. На этих же контактах можно измерить общий заряд аккумулятора.

Как правило, на разъеме может быть четыре или пять контактов. Пять контактов — в более дорогой технике, батареи которой собраны на литиевых банках. В них необходимо контролировать зарядный ток каждого из ящиков, поэтому также требуется плата управления и датчик температуры. И для них требуется более сложная зарядная станция, уравновешивающая зарядные токи.

Читайте также: Датчик приближения Xiaomi: Настройка и калибровка

Как проверить батарейки в аккумуляторе

После полной зарядки аккумулятора берем мультиметр и измеряем заряд на каждом. Полный заряд — пока не погаснет лампочка на зарядном устройстве. Установите на мультиметре режим измерения напряжения, выбрав соответствующий предел измерения. Подводя щупы по очереди к контактам каждой из коробок, измеряем напряжение на них. Так или иначе обозначаются те, у кого он ниже необходимого.

Уровень заряда каждой из коробок зависит от типа. Как уже говорилось, на никелевых банках оно должно быть 1,2 В, на литиевых — 3,6 В. Допустимая разница 10-15%. Если показания ниже, то эта банка «сливает» общий заряд аккумулятора и подлежит замене, что мы и отмечаем.

Вставляем аккумулятор и работаем, пока мощность шуруповерта заметно не упадет. Снова разбираем шкаф и снова измеряем напряжение. На этот раз остальные. На разбитых ящиках дроп будет больше, чем на обычных. Таким образом, вы, наконец, увидите, какая из коробок будет использоваться для замены.

Есть еще один способ проверить аккумуляторы. Вам также понадобится дополнительная лампочка с правильным напряжением. Для 12-вольтовой батареи лампочка такая же. После того, как аккумулятор шуруповерта полностью зарядится, подключите фонарь к рабочим клеммам аккумулятора и дождитесь его полной разрядки.

Разберите аккумулятор и измерьте остаточное напряжение на каждом банке. Те, на которых он будет самым маленьким, и сядут батареи. Они маркируются и заменяются.

Как выбрать аккумуляторные банки под замену

В общем, тип аккумуляторных ящиков лучше не менять. А если менять, то вместе с зарядным устройством — никелевые и литиевые аккумуляторы имеют разные зарядные токи, поэтому зарядные станции имеют разные характеристики.

Далее мы смотрим на параметры батарейного блока, такие как напряжение и количество ампер/часов, которое батарея способна накапливать. Если вы выбираете несколько коробок на замену, имеет смысл брать аналогичные свойства. Если поменять все батарейки, можно взять большей мощности (количество ампер/часов) — шуруповерт будет работать дольше на одном заряде батареи.

Ток разряда АКБ шуруповёрта

Также необходимо следить за таким параметром, как ток, который может обеспечить аккумулятор. Этот параметр называется скоростью разряда или разрядным током. Иногда (при хороших параметрах) указывается в амперах, иногда обозначается буквой «С» с цифрой за ней. Чтобы преобразовать маркировку в ампер/часы, умножьте число на силу тока батареи и получите максимальный ток разряда батареи.

Например, для аккумуляторов 1500 мАч с С 3 максимальный разрядный ток равен 3 * 1,5 А = 4,5 А, для аккумуляторов с С 12 он будет 1,5 А * 12 = 18 А. Если запас аккумулятора 3200 мАч, то он нужно умножить на 3,2 А, то есть при тех же С 3 и С12 имеем соответственно 9,6 А и 38,4 А. Принцип расчета понятен.

Какой ток разряда аккумулятора? От того, какую мощность может развить ваш инструмент. Если максимальный ток потребления шуруповерта, например, 15 А, а аккумулятор может выдать только 5 А, ваш инструмент просто не сможет достичь заявленной мощности. Поэтому выбирайте аккумуляторные банки с током разряда не меньше максимального тока потребления вашего шуруповерта.

Количество циклов заряда/разряда

Еще один из меньших параметров, на который стоит обратить внимание, это количество зарядов и разрядов. Указывается в циклах. Показывает «срок службы» батареи и указывает, сколько раз банку можно заряжать/разряжать без изменения ее свойств.

Конечно, чем больше циклов, тем лучше. Но чем больше циклов, тем дороже. В общем, придется снова искать компромисс.

С пластинами или без

Если вы уже разобрали свой аккумулятор, то вы увидели, что банки соединены друг с другом контактными пластинами. При разборке батареи не надкусывайте пластины, а старайтесь сохранить их целыми. Их можно очистить и использовать повторно.

Иногда можно встретить аккумуляторы с уже припаянными пластинами. Тогда не придется мучиться с аккуратной разборкой. Все бы ничего, но если это Алиэкспресс, то качество самих пластин и их пайки редко бывает нормальным. Часто аккумуляторы не держат заряд или плохо заряжаются именно из-за плохого качества пластин и самих аккумуляторов.

Можно попробовать спаять пластины самостоятельно. Но помните, что при перегреве коробки выходят из строя. Быстрая пайка с помощью мощного 100-ваттного паяльника и хорошего припоя и флюса. Предварительно очистить контактную площадку и место пайки на плате, обработать флюсом, затем быстро припаять.

Замена батарей в аккумуляторе

В зависимости от того, как вы решите восстановить аккумулятор шуруповерта — полной или частичной заменой коробок, процесс будет немного отличаться. При частичном удалении отклоненных элементов. Вместо этого аккуратно вставляйте новые, предварительно проверив элементы на исправность. На этом восстановление аккумулятора шуруповерта можно считать завершенным.

Затем нужно закрыть крышку, зарядить аккумулятор и проверить работу. Если все в порядке, снова разберите крышку, плотно заверните батарейки в блок. Теперь можно полностью заклеить корпус.

Если было принято решение восстановить батарею, заменив коробки на новые, нужно просто соорудить точную копию имевшегося у вас в корпусе блока. Расположите их таким же образом, расставьте тарелки таким же образом. Паять качественно и быстро, без перегрева электролита.

Методы восстановления аккумуляторных банок

В некоторых случаях (при заказе на Алиэкспресс, например) новые банки приходится ждать неделями. А работать надо. В этом случае можно попробовать временно улучшить свойства «просроченных» аккумуляторов.

Краткосрочные свойства могут быть восстановлены

Никель-кадмиевые аккумуляторы

Ni-Cd аккумуляторы высыхают, когда нагреваются во время использования. Существует несколько вариантов восстановления плотности/количества электролита.

Добавьте в электролит дистиллированную воду. Их аккуратно снимают с блока, не повреждая пластин. Дополнительными действиями являются:

  • В корпусе — ближе к низу или верху — аккуратно проделывается отверстие. Диаметр — не более 1 мм. Он должен быть только в оболочке. Убедитесь, что сверло не продвигается вперед.
  • Кладем аккумулятор на бок, отверстием вверх.  Как восстановить аккумулятор шуруповерта
    Способ восстановить емкость аккумулятора

Сильно разряженный аккумулятор может не выдержать заряда. Чтобы «отгладить» его с нуля, нужно подать сильный импульс на короткое время. К банке подключен конденсатор емкостью 7000 — 7500 мкФ, заряжаемый до 10 — 20 В. Проверяем остаточный заряд на банке, он не должен быть выше 0,6 — 0,8 В. Пробуем, принимает ли элемент заряд.

Как восстановить литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные аккумуляторы вздуваются при перегреве. Повышенное давление внутри изгибает контактную пластину. Такие аккумуляторы видно, легко заметить. Чтобы быть уверенным, вы можете проверить их загрузку.

Обычно он очень низкий или нулевой. Восстановить вздувшуюся литий-ионную батарею удается редко, но попробовать можно. Излишки газа необходимо выпустить. Снимаем аккумулятор с блока, не отрывая контактную пластину. Проделываем следующие манипуляции:

  • Загибаем пластину на плюсовом контакте, но не отрываем.
  • Подкладываем шило под тарелку. Медленно вставляйте наконечник в батарею, пока не начнет выходить газ.
  • Когда газ выходит, отверстие заделывают клеем, силиконом или каким-либо другим средством.
  • Припаяйте пластину на место.
    Как работает аккумулятор для шуруповерта
  • Устанавливаем аккумулятор в блок и заряжаем его, проверяем напряжение восстанавливаемого элемента.
  • Разряжаем аккумулятор и проводим повторные измерения.

Нельзя сказать, что описанные способы восстановления аккумуляторов работают всегда. Все они рискованны. Электролит в батареях представляет собой гелеобразное едкое вещество, которое при попадании на кожу вызывает химический ожог.

Поэтому все работы мы выполняем очень аккуратно. Однако иногда восстановленный аккумулятор может без проблем проработать несколько месяцев, позволяя выждать необходимое время.

Диагностика неисправностей АКБ

Нет необходимости подозревать неисправность аккумулятора шуруповерта или немедленно его восстанавливать, но сначала попробуйте заменить его на другой из комплекта, прежде чем правильно зарядить.

Если шуруповерт плохо вращается, это может быть вызвано поломкой его механики (двигателя или редуктора). В случае сомнений замените блок питания, если это возможно. Если все указывает на аккумулятор, можно приступать к его диагностике и восстановлению.

Прежде всего, необходимо выяснить, какой тип аккумулятора. Это написано на корпусе и от этого зависит возможность восстановления. Также должно быть указано номинальное напряжение. Обычно оно находится в пределах 14…19 В. Затем, не разбирая крышку аккумуляторного блока, его проверяют. Для этого можно использовать два метода:

  • Проверить мультиметром;
  • Контроль нагрузки.

Метод мультиметра

Мультиметр можно использовать в двух режимах: измерение напряжения и измерение тока. Если устройств два, то это даже лучше, не нужно делать лишних переключателей.Один мультиметр переключается в режим измерения напряжения (вольтметр), другой – в режим измерения тока (амперметр).

Если есть только один прибор, вместо амперметра просто используйте провод. Провода от аккумулятора к вольтметру можно тонкие, а провода от источника питания к аккумулятору можно и потолще, но не слишком рвутся с, в конце концов, 0,5 мм.кв.

Если напряжение аккумулятора в норме, но ток зарядки низкий, намного меньше одного ампера, для Ni-Cd аккумулятора, это может свидетельствовать о неисправности в одном из элементов аккумулятора. Восстановление аккумулятора шуруповерта здесь отменяется, требуется ремонт. Для Li-ion это означает, что либо это нормально, либо неисправность одного из элементов.

Пусть Ni-Cd аккумулятор имеет номинальное напряжение 18 вольт. Тогда легко узнать, сколько предметов внутри, не открывая коробку. Зная номинальное напряжение Ni-Cd 1,2 В, делим: 18/1,2 = 15. Это означает, что в корпусе 15 элементов.

Если вольтметр показывает напряжение холостого хода 16,8 В, это может означать короткое замыкание в одной из коробок, либо просто разряд штатного аккумулятора. Такой аккумулятор в разряженном состоянии дает 15 В. Если заряженный показывает 16,8 В или около того, то один из элементов закорочен. Ремонту тоже не подлежит, надо менять.

Если аккумулятор при зарядке пропускает ток более одного ампера, а напряжение увеличивается постепенно, увеличиваясь на 0,1 В каждые 5-10 минут, а в конце заряда напряжение несколько превышает номинальное значение, то Батарея в порядке, восстановление не требуется.

Метод нагрузки

Этот способ похож на предыдущий и может быть проще. Вам не нужно разбирать зарядное устройство или использовать лабораторный блок питания. Вам просто нужно:

  • Автомобильные лампочки;
  • Мультиметр;
  • Кусочки проволоки;
  • Паяльник с припоем и флюсом.

Для такой проверки нужно сначала поставить аккумулятор на зарядку и зарядить обычным способом. Затем прикладывается номинальная нагрузка. Ток узнать легко, для этого делишь потребляемый ток на номинальное напряжение.

Например, если шуруповерт использует ток 50 Вт (типовой случай), при напряжении 18 В ток должен быть 50/18 = 2,77 А. Добиться такого тока или близкого к нему можно, позвонив в автомобильные лампочки из углов параллельно.

Если аккумулятор в течение нескольких минут выдает номинальный ток, вольтметр показывает напряжение чуть ниже номинального значения, а лампочки не тускнеют, то аккумулятор исправен. Однако может случиться так, что для Ni-Cd ток вскоре начнет ослабевать.

Это проявление «памяти». В этом случае нужно восстановить. Литий-ионные аккумуляторы не имеют эффекта памяти, хотя в теории он есть, на практике считается, что его просто не существует.

Поэлементная проверка

Этот метод требует разборки корпуса батареи. Он используется, когда батарея или ее элемент перестают обеспечивать хороший ток, а попытки восстановления терпят неудачу. Здесь достаточно плохого соединения, так как они соединены последовательно. Но чтобы найти такой элемент, нужно проверить внутреннее сопротивление каждого из них.

Начать, конечно же, нужно с общего осмотра всех коробок: нет ли трещин, протечек и т д. Неисправный элемент сразу выдаст себя по внешнему виду.

Выходной ток регулируется с помощью закона Ома для полной цепи (также известного как первый закон Кирхгофа). Для этого нужно взять резистор номиналом 10 Ом, рассчитанный на 25 Вт, и амперметр. Испытываемый элемент закорочен на резистор, включенный последовательно с амперметром.

Например, пусть для Ni-Cd аккумулятора с напряжением 1,2 В получен ток 100 мА. Запишем его и снова измерим, но не ток, а напряжение на элементе. Сначала измеряем напряжение холостого хода, не подключая резистор, а потом подключаем резистор и смотрим, насколько упало напряжение.

Пусть первое время было 1,2 В, а после подключения резистора стало 1,05 В. Тогда внутреннее сопротивление этого элемента:
Это не так уж и мало, если все элементы будут такими, то аккумулятор сможет обеспечить шуруповерт лишь половинной мощностью. Чем меньше внутреннее сопротивление, тем лучше элемент, но при непременном условии: он должен обеспечивать номинальное напряжение, либо близкое к нему.

Если напряжение слишком низкое или очень близкое к нулю, элемент закоротил, это нехорошо и восстановлению не подлежит. Если внутреннее сопротивление больше 3 Ом, попробуйте восстановить (см ниже) или заменить.

Устраняем эффект памяти

Этот метод переработки можно использовать для никель-кадмиевых аккумуляторов. Выполнить его очень легко. Сначала аккумулятор полностью разряжается отверткой или другой нагрузкой, например лампами или резисторами.

Тогда он полностью заряжен. И это нужно сделать несколько раз. Если батарея не имеет других дефектов, она будет полностью восстановлена. Восстанавливать таким образом литий-ионные аккумуляторы нет смысла.

Есть способы «восстановления» при несимметричном токе, когда импульс тока заряда больше, а разрядный промежуток после него меньше, так что разница положительная. Этот метод неверен, он не учитывает того, что химические процессы протекают гораздо медленнее. Еще более диким является метод экстракции импульсами сильного тока. Их не следует использовать.

Для восстановления Ni-Cd аккумулятора вам необходимо:

  • Зарядное устройство;
  • Несколько автомобильных лампочек;
  • Медная проволока 0,5…0,75 мм.кв;
  • Мультиметр.

Конечно, лучше иметь несложный специальный стенд для реставрации, но это больше подходит для профессиональных ремонтников, чем для обычных пользователей шуруповертов. Но в любом случае работать с двумя мультиметрами гораздо практичнее, чем с одним.

Этапы восстановления следующие:

  1. Определить минимальное, номинальное и максимальное напряжение батареи.
  2. Определить номинальный ток нагрузки.
  3. Поверните переключатель S1 в положение P (разряд). Если ток низкий, вы можете немного увеличить нагрузку, добавив несколько лампочек.
  4. Подождите, пока вольтметр не покажет минимальное напряжение.
  5. Поверните переключатель S1 в положение Z (зарядка). Следите за током во время зарядки.
  6. Подождите, пока вольтметр не покажет максимальное напряжение.
  7. Установите S1 в положение 0.
  8. Подождите 20-30 минут.
  9. Переключите S1 в положение разрядки.
  10. Перейти к пункту 4.
  11. Повторяйте шаги 4-10 до тех пор, пока разрядный ток не станет меньше номинального тока нагрузки при нормальной работе шуруповерта.

На практике делают от 3-4 до 7-8 циклов. Если состояние 11 не может быть достигнуто в алгоритме восстановления, аккумулятор необходимо отремонтировать.

Долив дистиллированной воды в Ni-Cd АКБ

Это делается при разборке корпуса и если внутреннее сопротивление увеличилось (значительно больше 0,3…0,6 Ом). Маленьким сверлом (0,5 мм) аккуратно просверливают корпус элемента и с помощью шприца вводят в него несколько миллилитров чистой дистиллированной воды. Затем отверстие заделывают паяльником. Эти манипуляции требуют сноровки и могут не поддаться новичку.

Через некоторое время ок. Через 12-24 часа электролит придет в норму, и ячейка будет восстанавливаться в течение более или менее длительного периода.

Для выполнения работы вам потребуются:

  • Минидрель + сверло 0,3-0,5 мм (на крайний случай крепкое шило);
  • шприц на 1 мл с иглой и дистиллированной водой;
  • Паяльник 40-60 Вт, припой ПОС-61 и флюс.

Последовательность действий следующая:

  1. Отрежьте по оси бумажную обложку от элемента и снимите ее;
  2. Просверлите, как показано на рисунке выше, отверстие. Сверло должно заходить на 3-4 мм, не больше;
  3. В проделанное отверстие ввести 10-15 мл дистиллированной воды;
  4. Подождите 12-24 часа, пока весь объем не впитается;
  5. Зарядите элемент до номинального напряжения;
  6. Пропаяйте отверстие хорошо нагретым паяльником;
  7. Наденьте бумажную коробку и заклейте ее скотчем.

Реанимация путем замены

Это наиболее технически грамотный вид ремонта, так как химические источники питания считаются неразборными и ремонту не подлежат, их можно только утилизировать по окончании срока службы.

Для такого ремонта могут быть использованы два бракованных аккумулятора, и вероятность изготовления «одного из двух» очень высока. Элементы должны быть одного типа и размера. А также желательно близко к моменту производства. При сборке выводы должны быть припаяны качественно, а вся сборка должна помещаться в коробку без натяжек и напрягов.

Для работы нужно:

  • Острые фрезы;
  • Паяльник 40-60 Вт, припой ПОС-61, флюс;
  • Монтаж многожильного медного провода сечением 0,75 мм.кв;
  • Лента или скотч.

Вот порядок работы:

  1. Разобрать блок (а возможно и еще один) аккумуляторов;
  2. Проверьте каждый из пунктов (см выше);
  3. Выбирайте самое высокое качество;
  4. Снимите старую шину;
  5. Быстрая и тщательная оловянная пайка;
  6. Пропаяйте соединения кусочками проволоки;
  7. Соберите предметы и обмотайте один раз скотчем;
  8. Соберите блок.

СОВЕТ: Во избежание проблем с лужением элементов, которые ни в коем случае нельзя перегревать, хорошо разогревайте паяльник и используйте эффективный флюс. Подойдет таблетка аспирина. Выполняйте работу, вытягивая воздух, так как при распаде аспирина образуются вредные и раздражающие вещества. Смойте остатки флюса ацетоном или спиртом.

Выпуск газа из Li-ion аккумуляторов

В результате неправильного использования Li-ion аккумуляторов (злоупотребление переразрядом) возможен вздутие. В результате разложения солей выделяется кислород и создается высокое давление в корпусе герметизируемого элемента. Эти газы выпускаются с помощью специальных клапанов, но могут отсутствовать в мелких клетках.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ! Принудительный выпуск газа из вздувшихся Li-ion аккумуляторов путем разрушения их крышки категорически запрещен некоторыми инструкциями по эксплуатации, это является грубым нарушением пожарной безопасности!

Последствия такого вскрытия можно увидеть на этом видео:

Подведем итоги

Чтобы продлить срок службы шуруповерта, необходимо разобрать аккумулятор и заменить элементы, вышедшие из строя. Вы можете исправить это самостоятельно в домашних условиях. Рассмотрены популярные альтернативы, чем замена аккумуляторных элементов на шуруповерте.

Это не инструкция по замене отдельных элементов, а мы предлагаем самые распространенные способы восстановления аккумулятора шуруповерта. Есть и другие способы, например залить водой никель-кадмиевый аккумулятор или кратковременно зарядить отдельные элементы. Однако из-за высокого травмоопасности мы их не рассматривали.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector