Как проверить диодный мост генератора мультиметром: пошаговая инструкция

Вопросы и ответы

Принцип работы

Диодный мост генератора автомобиля ВАЗ практически ничем не отличается от аналогичных элементов в других автомобилях. Он состоит из 2 подковообразных пластин с отверстиями для диодов. В цепи имеется 6 полупроводников, соединенных попеременно. Пластины часто изготавливаются из алюминия, они являются элементами крепления диодов, а также их контактной цепью.

Схема диодного моста

Мост состоит из полупроводниковых диодов. Диод – это полупроводниковый элемент. Принцип действия основан на передаче электрического напряжения только с одной стороны. Другая сторона постоянно закрыта. Таких диодов на генераторе 6 и они собраны в мост. Переменный ток от генератора представляет собой волну. Задача диодного моста — уравнять эту волну, преобразовав ее в постоянное напряжение.

Схема генератора

Это происходит так:

  1. При прохождении фазного напряжения или положительной полуволны от генератора оно попадает на диоды 1, 3, 5. Эти полупроводники пропускают через себя ток.
  2. В это время элементы 2, 4, 6 находятся в закрытом состоянии.
  3. После изменения величины переменного тока он становится отрицательной полуволной и проходит через элементы 2, 4, 6.
  4. При этом диоды 1, 3, 5 закрыты.
  5. Именно отрицательная волна при прохождении через 3 диода становится положительной.

Влияние диодного моста на переменное напряжение

В результате электрическая волна теряет свое отрицательное значение и становится током постоянного напряжения.

Неисправности выпрямителей на автомобилях

Вы можете обнаружить неисправность выпрямительного моста, если:

  • Почему не работает диодный мост генератораПри работающем двигателе на панели приборов горит или мигает значок аккумулятора — при включении зажигания индикатор должен загореться. После запуска двигателя — выйти;
  • При включении зажигания и после запуска двигателя индикатор заряда со значком аккумулятора не горит в обоих случаях;
  • Яркость фар напрямую зависит от оборотов двигателя. При этом участились случаи перегорания автомобильных лампочек;
  • Стартер крутит, двигатель с трудом заводится или вообще не заводится.

Если вы столкнулись с проблемами, описанными выше, это говорит о том, что пришло время позаботиться о генераторе. Это косвенные показатели выхода из строя диодного выпрямителя, но еще не факт, что виноват мост. Виновником в этом случае может быть реле-регулятор или сам генератор. Поэтому необходима дополнительная проверка.

В первую очередь проверьте, не ослаблен ли ремень. Недостаточное натяжение ремня вызывает проскальзывание. А это не дает нормально работать генератору. После проверки ремня, если с ним все в порядке, проверяем реле-регулятор.

И только после этого приступаем к проверке выпрямительного моста. Кстати, обязательно проверьте аккумулятор. Клеммы должны быть чистыми, а провода на них должны быть надежно закреплены.

Как проверить диодный мост мультиметром

Проверка диодного моста мультиметром
Эту проверку можно выполнить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого понадобится мультиметр (тестер) и свободный доступ к задней крышке генератора. Если доступ затруднен, лучше удалить. В любом случае отсоедините все внешние провода от генератора, снимите регулятор напряжения.

После этого берем мультиметр, ставим переключатель в режим проверки диодов. Если его нет, измеряем сопротивление не менее 2 кОм. Затем один из щупов подключаем к плюсовой клемме 30 генератора (шпилька, которая обычно идет от двух до четырех проводов и фиксируется гайкой), а другой подключаем к массе (корпусу).

Потом меняем щупы местами. В одном случае измерительный прибор должен показывать определенное сопротивление, в другом — бесконечное. Это проверяет всю цепь выпрямительного моста. Если тестер показывает одинаковый результат в обоих случаях, выпрямительный мост неисправен.

Проверка моста с применением контрольной лампочки

Как проверить диодный мост тестером
Для дальнейшей и более точной проверки лучше всего использовать контрольную лампу. Если его нет в наличии, собираем простую схему. Для этого вам понадобится два отрезка электропровода по метру, лампочка (можно снять с задней крышки автомобиля) и батарейка.

Подсоедините провод к минусу аккумулятора. Другую разрезаем пополам и вставляем в щель лампочку. Этот провод подключается к плюсу аккумулятора. Наш стенд готов к использованию.

Теперь можно продолжить проверку. Подключаем минусовой провод аккумулятора к корпусу генератора. Плюс с лампочкой — с одним из болтов крепления диодного выпрямителя. Если лампочка загорается, внутри генератора есть неисправность.

Затем подключаем плюс к аккумулятору на клемму 30, минус подключаем к болту крепления моста. Если лампочка при этом горит, это говорит о наличии короткого замыкания.

Во всех этих случаях разбираем генератор, снимаем диодный мост и проверяем его отдельно.

Прозвон диодного моста генератора

Прозвон диодного моста на генератор
Сначала снимите пластины с выпрямительных диодов. Некоторые генераторы для этого приходится разбирать, но есть такие, где выпрямительный мост расположен снаружи, прикрытый пластиковой крышкой.

Разберем контроль диодного моста генератора автомобиля ВАЗ 2110. Контроль диодной сборки можно произвести мультиметром или описанным выше стендом из лампочки и батарейки. На тестере установите переключатель режимов в положение 2 кОм.

Для проверки щупы мультиметра подключаем к выводам диода. Запоминаем показания измерительного прибора и меняем щупы местами. В одном случае показания теста должны быть в пределах 570 — 590 Ом, в другом — бесконечности.

Если показания теста одинаковы в обоих случаях — что бы это ни было, сопротивление или бесконечность — то такой диод неисправен. В этом случае заменяем весь выпрямительный мост. На рынке цены на выпрямители напряжения относительно умеренные. Также можно заменить неисправный диод, это будет дешевле, но это требует некоторой сноровки. Таким же образом проверяются остальные диоды на мосту.

Как проверить диодный мост генератора ВАЗ 2109, 2107? Вся вышеописанная проверка диодных сборок подходит как для отечественных, так и для зарубежных генераторов. Порядок и принцип проверки выпрямительных мостов везде одинаков. Иногда есть некоторые отличия, но они не влияют на порядок проверки.

Другие выпрямители

Испытание машинного генератора
В электронном оборудовании есть много других выпрямительных мостов, которые намного меньше, чем описанные выше. Например, диодный мост GBU606. Такие выпрямители легко помещаются в спичечный коробок, причем не один выпрямительный блок, а несколько штук. Он имеет прямоугольную форму.

Один угол имеет небольшой надрез. На конце длинной стороны расположены четыре тонкие пластины. Этими пластинами он припаивается к плате. И хотя характеристики GBU606 имеют существенные отличия от автомобильной, принцип работы и назначение остаются прежними. Это преобразование переменного тока в постоянный.

Способ подключения диодного моста

Способ подключения диодного моста
Диоды по способу соединения образуют три группы, каждая из которых включает по два элемента. Противоположные выводы диодов в каждой группе соединяются друг с другом в одной точке, а остальные выводы подключаются к выводу генератора: один к плюсу, а другой к минусу.

Вся коммутация осуществляется при прямом подключении устройств. Таким образом, к каждому выводу генератора подключено по три диода. Каждая группа подключается через дополнительный диод, включенный между двумя противоположными выводами диодов выпрямителя, с общей шиной, подключенной к реле управления.

В зависимости от типа радиатора выпрямительный блок бывает двух типов:

  • пластинчатый;
  • ребристый.

Блок пластинчатого выпрямителя представляет собой набор пластин с установленными в них методом опрессовки диодами. Ребристый радиатор выполнен в виде ребристых радиаторов со специальными отверстиями в ребрах, предназначенными для вставки в них диодов, которые чаще всего имеют круглую форму.

Сам выпрямитель надежен, но может выйти из строя из-за внешних факторов. Причинами неисправностей могут быть контакт с влагой или другими токопроводящими веществами, переполюсовка при подключении клемм аккумуляторной батареи, короткое замыкание в электросети автомобиля.

Этапы диагностики выпрямителя

Для проверки диодного моста мультиметром нужно снять генератор и достать выпрямитель. Прежде чем приступить к разборке, можно убедиться в работоспособности выпрямителя, не разбирая генератор.

Предварительная проверка лампочкой

А пока проверьте
Перед проверкой диодного моста мультиметром необходимо провести предварительную диагностику с лампочкой на 12 В. Проверка осуществляется с использованием лампы накаливания в качестве светового индикатора. Подключив его к разным клеммам аккумулятора, делаются выводы о работоспособности устройства.

 

Приступая к тесту, убедитесь, что пластина выпрямителя плотно прилегает к кузову автомобиля. Один контакт лампочки соединяется с корпусом генератора, а другой с корпусом болта крепления выпрямителя и пусковыми точками.

Если при подключении лампа не загорается и не мигает, значит, устройство исправно. Если один провод лампочки соединить с плюсовой клеммой аккумулятора, а другой с минусовой клеммой генератора или пусковой точки, лампочка будет ярко светиться. Выпрямитель работает.

При обнаружении отклонений при проверке лампочкой приступайте к диагностике диодного моста с помощью мультиметра. Для выявления неисправного полупроводникового элемента необходимо снять генератор.

Разборка устройства

Проверяет диодный мост генератора
Чтобы определить, какой полупроводник неисправен, мультиметром проверяют диодный мост генератора. Чтобы снять генератор, отсоедините все клеммы от аккумуляторной батареи. Снимите мешающие части машины с помощью гаечных ключей.

Например, колесо, защитные элементы, компрессор кондиционера и т д. Снимите ремень ГРМ, ослабив ролик. Откручиваем и вытаскиваем провода выходного сигнала, снимаем генератор.

Разборка генератора начинается со снятия гаек с плюсовой клеммы и снятия штекера. После откручивания гаек крепления снимается верхняя крышка и открывается доступ к регулятору с диодным мостом. С помощью паяльника мощностью 60 Вт припаиваются контакты от выпрямителя, и он снимается с защитными элементами.

Метод прозвонки мультиметром

Для вызова выпрямителя необходимо использовать устройство с функцией прозвонки или с возможностью измерения сопротивления. Мультиметр используется как цифрового, так и стрелочного типа. Для надежности измерения каждый полупроводник тестируется индивидуально.

Чтобы проверить диод цифровым мультиметром, установите тестер в режим проверки целостности диода. Этот режим отображается на панели в виде значка диода или значка о))). В изделии используются две мерные нити: красная и черная. Один конец первого вывода (красный) подключается к разъему мультиметра, отмеченному знаком V/R, а другой конец второго вывода (черный) подключается к массе тестера.

Щупом красного провода коснитесь анода диода, а черного — катода. Анод диода графически изображается вертикальной линией. Тестер отобразит значение, соответствующее прямому падению напряжения; это значение может быть в диапазоне от 400 до 600.

Если переключить щупы, прибор покажет бесконечность. Такое поведение во время измерения указывает на функцию диода. В то же время, если непрерывность показывает короткое замыкание в обоих направлениях, диод неисправен.

При отсутствии режима непрерывности переходы измеряются путем измерения сопротивления. Для этого измеритель переводится в положение для измерения сопротивления, устанавливается диапазон 20 кОм. При включении рабочего диода в прямом направлении (плюс к аноду, минус к катоду) тестер покажет сопротивление до 1 кОм, в обратном направлении мультиметр покажет разрыв.

Проверка диодного моста мультиметром.
Соответственно измерения проводятся стрелочным тестером. Перед началом проверки откалибруйте мультиметр. Для этого щупы замыкают друг на друга, а кнопкой триммера на приборе устанавливают стрелку на ноль.

При прикосновении к выводам диода стрелка показывает сопротивление перехода при прямом соединении, а при обратном — обрыв цепи. Если стрелка установлена ​​на ноль, диод необходимо заменить.

Вместо неисправного диода на месте устанавливается новый, с такой же маркировкой или такими же параметрами, как и он. Основным параметром диода является максимальный ток, который полупроводник способен пропустить через себя, не повредив p-n переход. Значение тока для автомобильных диодов находится в пределах 35-120 А.

После установки нового диода проводится контрольный замер. Для этого один щуп мультиметра устанавливается на плюсовую клемму, а другой на минусовую. Если блок выпрямителя работает, блок будет показывать сопротивление при любой полярности щупов. Если обнаружено короткое замыкание или обрыв цепи, это означает, что не все неисправные диоды заменены или допущены ошибки сборки.

Вся конструкция собирается в обратном порядке, генератор устанавливается на место и проводится пробный запуск в течение короткого промежутка времени.

Читайте также: Установка стиральной машины: инструктаж как установить и подключить к коммуникациям

 

Признаки неисправности

Работа генератора очень важна для автомобиля. Неисправность этого механизма можно определить по ряду признаков. Это включает:

  1. При перегорании диодного моста генератор перестает заряжать аккумулятор.
  2. Постоянное напряжение генератора вызывает закипание электролита батареи.
  3. Ночью фары не горят на полную мощность.
  4. При запуске двигателя стартер крутит с трудом.
  5. Система отопления или кондиционер не работают на полную мощность.
  6. Звуковая система работает с большими искажениями.

Основной причиной выгорания диодного моста является короткое замыкание. Возникает от сильного попадания влаги на контакты, при изменении потенциалов аккумулятора, при «прикуривании» автомобиля генератором большей мощности.

Часто причиной является плохой контакт между пластиной и корпусом полупроводника. Алюминий, из которого изготовлены пластины, окисляется, что нарушает контакт с корпусом диодов. При появлении первых признаков плохой работы диодного моста генератора его необходимо проверить.

Проверка

Проверка диодного моста мультиметром осуществляется только после демонтажа этой детали. Мост расположен под задней крышкой генератора. Перед проверкой необходимо очистить монтажную пластину растворителем, все клеммы. Часто причиной ошибки является плохой контакт диодов с монтажной платой, окисление.

При снятии очень важно помнить схему подключения. Первичная проверка производится на собранной схеме, без пайки полупроводников. При обнаружении неисправности необходимо разобрать каждый диод для индивидуальной диагностики. Проверка осуществляется следующим образом:

  1. Мультиметр должен быть настроен на непрерывность сопротивления или режим сопротивления диода.
  2. Красный контрольный щуп нужно подключить к месту крепления диодов, плате.
  3. Подключить черный контрольный щуп по очереди к выводам диодов 1, 3, 5.
  4. В таком положении тестер должен показывать выходное сопротивление 400-700 Ом. Если значения меньше 400, полупроводники имеют высокую пропускную способность, что свидетельствует об их непригодности.
  5. После проверки нужно поменять контрольные щупы тестера местами и повторить проверку.
  6. В этом положении тестер должен отображать значение «1» или бесконечность.

Полученные данные свидетельствуют об исправности пунктов 1, 3, 5.

Диодный мост непрерывности

Далее нужно проверить остальные полупроводники. Их часто прикрепляют ко второй пластине моста. Затем нужно проверить элементы на сопротивление ранее описанным способом. Запрещается проводить такую ​​проверку при установленном тестером обычном режиме набора номера со звуковым оповещением. Тестер покажет замкнутую цепь внутри диода, но не его сопротивление, которым можно пренебречь при работе полупроводника.

Короткое замыкание

Для этого испытания положительный электрод прикладывается к выводу 30 генератора («плюс» выпрямителя тока), отрицательный электрод прикладывается к корпусу. Значение сопротивления, равное 1, указывает на то, что мост исправен.

Один конец лампы подключается к минусовой клемме генератора, другой к плюсовой. Горящая лампа указывает на короткое замыкание.

Отрицательная группа

Отрицательный электрод тестера подключается к каркасу генератора, положительный электрод подключается к одному из болтов крепления диодного моста. Отрицательная группа хороша, если сопротивление бесконечно.

Для проверки лампой минус соединяется с корпусом генератора, плюс — с болтом крепления моста. Лампа горит или мигает при неисправности отрицательной группы элементов.

Положительная

Положительный щуп мультиметра подключается к положительной клемме, отрицательный щуп к болту крепления перемычки. С рабочей группой сопротивление бесконечно.

Минус лампы подключается к болту крепления моста, плюс выводится на плюсовую клемму. Горящая лампа указывает на короткое замыкание в плюсовых полупроводниках.

Второстепенная группа

Положительный электрод тестера прижимается к выводу 61 (обычно «плюс» дополнительного выпрямителя), отрицательный подключается к любому болту крепления моста. Диоды исправны со значением сопротивления 1.

Минусовой конец лампы соединяется с болтом крепления перемычки, а плюсовой — с клеммой 61. Загорание лампы указывает на неисправность в этой группе.

Хороший диодный мост

Мосты могут быть выполнены из отдельных диодов или выполнены в виде монолитной конструкции (диодная сборка)

Демонтаж

Проверка диодной пайки потребуется, если один или несколько элементов показали более низкие или более высокие параметры сопротивления или не показали вообще. Эти элементы отключаются от общей цепи с помощью паяльника. Часто диоды находятся в отверстиях или углублениях пластины. Они крепятся к нему с помощью токопроводящего клея или простого обжатия. При разборке аккуратно выбить диоды.

Затем вы должны вызывать каждый элемент отдельно. Диоды звонятся только с одной стороны. Именно эта сторона открыта для прохождения напряжения.

  1. «Минусовой» контрольный щуп подключается к корпусу диода.
  2. щуп «+» подключается к выходу.
  3. Переведите мультиметр в режим непрерывности сопротивления.
  4. При таком положении контрольных щупов тестер должен выдавать сопротивление до 700 Ом.
  5. При изменении подключения контрольных щупов тестер должен показывать бесконечность или «1».

Если обе стороны не оказывают сопротивления или оно очень мало, элемент можно считать перегоревшим. Его необходимо заменить строго на идентичный по параметрам аналог. Параметры диода и маркировка нанесены на «голову» радиодетали.

Диодный мост непрерывности

После замены неисправных элементов мост снова проверяют на сопротивление. Все полупроводники должны показывать примерно одинаковые параметры.

Важно! При отсутствии необходимых для замены полупроводников запрещается устанавливать детали от других мостов. У автомобилей ВАЗ, особенно старых моделей, очень слабые генераторы. Любая нагрузка может снова пробить полупроводник.

Эксплуатация

Генератор постоянно находится под нагрузкой. В то же время диодный мост, расположенный под крышкой генератора, за счет вращения ротора собирает пыль, грязь и влагу на корпус. Для обеспечения хорошей и долгой работы необходимо:

  1. Через 5 тысяч километров снимите генератор, почистите пластины и контакты диодного моста.
  2. Замените или очистите ржавые, окисленные контакты генератора.
  3. Не перегружайте электропроводку автомобиля дополнительными осветительными приборами, мощными динамиками, усилителями.
  4. Не заводите автомобиль с внедорожников, грузовиков, строительной техники.
  5. Не запускайте автомобиль с дизельного автомобиля, на котором напряжение 24 вольта.
  6. Аккуратно подсоедините клеммы к аккумулятору. Неправильное подключение полюсов вызывает короткое замыкание.

Эти советы помогут продлить срок службы как самого генератора, так и его выпрямителя напряжения.

Почему сгорают выпрямители на генераторах

Есть несколько причин. Наиболее важными являются:

  • Почему перегорает диодный мост на машине
    Проникновение влаги и грязи на пластины с диодной сборкой;
  • Механические повреждения внутренней части генератора;
  • Несоблюдение полярности при включении;
  • Короткое замыкание электропроводки;
  • Чрезмерная нагрузка в бортовой сети автомобиля.

Содержите генератор в чистоте, изолируйте провода и не отсоединяйте клеммы аккумулятора при работающем двигателе. Своевременно заменяйте изношенные подшипники генератора. Проводите чаще профилактическое обслуживание электрооборудования автомобиля.

Что в итоге

Как видите, диодный мост (диодный мост генератора) — важный элемент. На практике, помимо щеток генератора, обмоток статора и ротора, а также подшипников, в список частых поломок попадает и сам диодный мост.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как проводится компьютерная диагностика двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете, как самостоятельно проверить двигатель автомобиля, какое оборудование для этого необходимо и на что обращать внимание при такой проверке.

По этой причине при проверке генератора на работоспособность следует учитывать, что вероятность перегорания диода достаточно велика (особенно если генератор далеко не новый).

Напоследок отметим, что для продления срока службы генератора специалисты рекомендуют через определенные промежутки времени проводить профилактику, заключающуюся в диагностике, а также качественной просушке и очистке от различных загрязнений.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector