5 схем проверки электродвигателя мультиметром

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Что следует знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента
  2. Принцип работы: какие электротехнические процессы необходимо хорошо представлять при ремонте
  3. Особенности конструкций, влияющие на технологию поиска дефектов
  4. Как проверить обмотку электродвигателя на статоре: общие рекомендации
  5. Двухфазный электрический двигатель
  6. Трехфазный мотор
  7. Проверка моторов с фазным ротором
  8. Как прозвонить коллекторный двигатель
  9. Проверка конденсаторных двигателей
  10. Дополнительное оснащение
  11. Проверка электромоторов с дополнительными элементами
  12. Правила безопасности
  13. Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром
  14. Проверяем обрыв
  15. Тестируем на замыкание между витками
  16. Проверяем на короткое замыкание
  17. Измерение сопротивление изоляции электродвигателя
  18. Испытание изоляции мегомметром
  19. Проверка межвитковой изоляции обмоток
  20. Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока
  21. Нормы сопротивления изоляции электрических машин
  22. Допустимое сопротивлние при испытании изоляции асинхронных электромашин
  23. Изоляция двигателей постоянного тока
  24. Проверка других деталей и прочие потенциальные проблемы
  25. Советы по выбору электродвигателя
  26. Дополнительный конструктив двигателей
  27. Как проверить якорь электродвигателя: 4 типа разных конструкций
  28. Синхронные модели с фазным ротором
  29. Якорь асинхронного электродвигателя
  30. Коллекторные электродвигатели: 3 метода анализа обмотки
  31. Двигатели постоянного тока
  32. Заключительный этап: особенности проверок двигателей под нагрузкой

Что следует знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента

В рамках излагаемой темы достаточно представить упрощенный принцип работы и конструктивные особенности любого двигателя.

Принцип работы: какие электротехнические процессы необходимо хорошо представлять при ремонте

Любой двигатель состоит из постоянно неподвижного тела — статора и вращающегося в нем ротора, который также называют якорем.

Однофазный двигатель

Его круговое движение создается за счет воздействия на него вращающегося магнитного поля статора, которое образуется за счет протекания электрических токов по обмоткам статора.

При исправном состоянии обмоток по ним протекают номинальные номинальные токи, создавая магнитные потоки оптимальной величины.

При нарушении сопротивления проводов или их изоляции возникают токи утечки, короткие замыкания и другие повреждения, влияющие на работу электродвигателя.

Между статором и ротором делается минимально возможный зазор. Его можно уничтожить:

  • сломанные подшипники;
  • проникшие механические частицы;
  • неправильная установка и другие причины.

При соприкосновении вращающихся частей с неподвижным телом возникают их разрушения и создаются дополнительные механические нагрузки. Все это требует тщательного осмотра, анализа состояния внутренних деталей перед началом электрических проверок.

Довольно часто неквалифицированный анализ является дополнительной причиной поломки. Используйте специальные инструменты и съемники, чтобы не повредить поверхности оси.

Съемник подшипников двигателя

После разборки сразу при осмотре проверяют люфт, свободный ход подшипников, чистоту и смазку и правильность посадки.

Кроме того, коллекторный двигатель может иметь изношенные пластины или щетки.

Все это необходимо проверить перед подачей рабочего напряжения.

Особенности конструкций, влияющие на технологию поиска дефектов

Обычно производитель указывает электрические характеристики на табличке, прикрепленной к корпусу. Этой информации можно доверять.

Но часто при ремонте или перемотке конструкция статора меняется, а пластина остается прежней. Этот вариант тоже стоит рассмотреть.

Для бытовой сети 220 вольт можно использовать двигатели:

  • коллектор с щеточным механизмом;
  • асинхронный однофазный;
  • синхронные и асинхронные трехфазные.

Трехфазные синхронные и асинхронные электродвигатели работают в цепях напряжением 380 вольт.

Все они различны по конструкции, но благодаря работе по общим законам электротехники позволяют использовать одни и те же методы испытаний, заключающиеся в измерении электрических свойств косвенным и прямым методами.

Как проверить обмотку электродвигателя на статоре: общие рекомендации

Трехфазный статор имеет три встроенные обмотки. От него выходит шесть проводов. В некоторых конструкциях можно найти 3 или 4 контакта, когда внутри корпуса установлено соединение треугольником или звездой. Но это делается редко.

Для определения близости выходных концов обмоток их можно прозвонить мультиметром в режиме омметра. Нужно просто поставить один щуп на любой вывод, а другим поочередно измерять активное сопротивление на всех остальных.

Пара проводов, где будет найдено сопротивление в омах, будет относиться к одной и той же обмотке. Их нужно визуально разделить и пометить, например, цифрой 1. То же самое сделать с остальными проводами.

Тут надо хорошо понимать, что по закону Ома ток в обмотке создается под действием приложенного напряжения, которому противодействует полное сопротивление, а не активное, измеренное нами.

Учтем, что обмотки намотаны из провода с одинаковым числом витков, что создает равное индуктивное сопротивление. При замыкании или обрыве провода в процессе эксплуатации будет нарушена его активная составляющая, а также полное значение.

Межвитковое замыкание также влияет на величину активной составляющей.

Поэтому измерения активного сопротивления обмоток и их сравнение позволяют достоверно судить об исправности цепей статора, сделать вывод о том, что их целостность не нарушена.

Однофазный асинхронный двигатель: функции обмоток статора

Такие модели делаются с двумя обмотками: рабочая и пусковая, как, например, в стиральной машине. Активное сопротивление рабочей цепи в подавляющем большинстве случаев всегда меньше.

Следовательно, когда от статора снимаются только три конца, это означает, что сопротивление нужно измерять между всеми ними. Результаты трех измерений покажут:

  • наименьшее значение — рабочая обмотка;
  • средний — стартер;
  • большой — последовательное соединение первых двух.

Как найти начало и конец каждой обмотки

Метод позволяет выявить только общее направление намотки каждого провода. Но для практической работы электродвигателя этого более чем достаточно.

Статор считается обычным трансформатором, чем он, в принципе, и является: в нем происходят те же процессы.

Для работы нужен небольшой источник постоянного напряжения (обычная батарейка) и чувствительный вольтметр. Лучше стрелка. Он более четко отображает информацию. На цифровом мультиметре сложно отследить смену знака быстро меняющегося импульса.

К одной обмотке подключают вольтметр, а к другой кратковременно подают напряжение батареи и тут же снимают. Оцените отклонение стрелки.

Если при подаче «плюса» на первую обмотку электромагнитный импульс трансформировался во вторую, которая отклоняла стрелку вправо, а при выключении перемещалась влево, то делают вывод, что провода имеют одинаковое направление, когда «+» на устройстве и источнике совпадают.

В противном случае придется менять вольтметр или батарейку — то есть менять концы одной из обмоток. Аналогично проверяется следующая третья цепочка.

А потом я просто взял свой рабочий асинхронный двигатель с мультиметром и показал на нем с фотографиями метод его оценки.

Двухфазный электрический двигатель

Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электродвигателя имеют свои характерные особенности, определяющие функции испытуемого.

К особенностям управления двухфазным электродвигателем относятся следующие моменты:

  1. В этом случае необходимо проверить сопротивление на корпусе. Слишком низкое значение указывает на необходимость перемотки статора.
  2. Для получения более точных замеров рекомендуется использовать мегомметр, но такой измерительный инструмент встречается в домашних условиях крайне редко.

Перед испытанием электродвигателя необходимо провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с производительностью.

Трехфазный мотор

Различают два вида неисправностей электроприборов вне зависимости от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

Трехфазный двигатель переменного тока состоит из трех катушек, которые могут быть соединены треугольником или звездой. Есть три фактора, которые определяют производительность этой силовой установки:

  • Правильная обмотка.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Замыкание на корпус обычно проверяют мегаомметром, но если его нет, то можно обойтись и обычным тестером, установив на нем максимальное значение сопротивления — мегаом. В этом случае нельзя говорить о высокой точности измерений, но можно получить приблизительные данные.

Перед измерением сопротивления убедитесь, что двигатель не подключен к сети, иначе мультиметр будет бесполезен. Затем выполните калибровку, установив стрелку на ноль (щупы должны быть закрыты). Необходимо проверять удобство использования тестера и правильность настроек, кратковременно прижимая один щуп к другому каждый раз перед измерением значения сопротивления.

Прикрепите один щуп к корпусу двигателя и проверьте наличие контакта. После этого, сняв показания прибора, прикоснуться вторым щупом к мотору. Если данные в пределах нормы, подключите второй щуп к выходу каждой фазы по очереди. Высокое значение сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем убедитесь, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, идущие в распределительную коробку мотора. При обнаружении обрыва обмотки диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий контрольный момент – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если обмотки внешне выглядят нормально, то определить факт короткого замыкания можно по различному потреблению тока.

Проверка моторов с фазным ротором

Испытание двигателя с фазным ротором аналогично испытанию обычного асинхронного двигателя, также измеряются обмотки ротора. Схема их соединения выполняется «звездой» для трехфазной питающей сети напряжением 380 вольт, либо «треугольником» используется для сети 220».

Измерения мультиметром проводятся по той же методике, что и для статора.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный блок также можно прозвонить мультиметром. Этот тип электродвигателя используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока менее распространены, например, в различных электроинструментах. Наиболее качественная прозвонка таких изделий возможна при полной разборке электродвигателя.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который необходимо перевести в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Чаще всего статор коллектора состоит из двух независимых обмоток, которые нужно прозвонить мультиметром, чтобы определить их исправность. Точное значение этого показателя можно узнать в документации на электродвигатель, а вот о работоспособности обмотки можно судить, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока для электрооборудования автомобиля величина сопротивления статора будет настолько мала, что отличие от закороченного проводника может составлять десятые доли ома. Менее мощные агрегаты имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 – 30 Ом

Для прозвонки статорных обмоток коллекторного двигателя мультиметром необходимо подключить щупы измерительного блока к информационным выходам обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий обнаружено отсутствие сопротивления даже в цепи, дальнейшая эксплуатация прибора не осуществляется.

Ротор коллекторного двигателя состоит из гораздо большего количества обмоток, но проверка якоря не займет много времени.

Для вызова этой детали нужно включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе так, чтобы они находились на максимальном расстоянии друг от друга.

Таким образом, щупы займут место щеток двигателя и может прозвонить одна из нескольких обмоток якоря. Если мультиметр показывает значение, не снимая щупы измерительного прибора с коллектора, немного повернуть ротор, пока к щупам прибора не подключится следующая обмотка.

Это позволяет проверить обмотку без особых усилий. Если мультиметр показывает примерно одинаковое значение сопротивления для каждой цепи, это означает, что якорь устройства полностью исправен.

Чтобы правильно назвать этот тип двигателя, необходимо проверить возможную утечку электрического тока на землю».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности электрического повреждения. Проверить на пробой якорь и статор коллекторного двигателя несложно; для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2000 кОм. Для проверки статора достаточно один вывод подключить к корпусу, а другой к одной из обмоток.

Чтобы правильно назвать эту часть двигателя, во время этой операции запрещается прикасаться к металлической части щупов мультиметра, либо корпусу статора и проводу измеряемой цепи.

При несоблюдении этого правила можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Таким же образом измеряют возможную утечку электрического тока на корпус якоря электродвигателя. Чтобы констатировать отсутствие «пробоя» на массу прибора, необходимо поочередно подключать щупы мультиметра к корпусу и разным обмоткам ротора электродвигателя.

Для прозвонки разных типов электродвигателей мультиметром нужно купить мультиметр, у которого есть режим измерения сопротивления.

Сверхточности при выполнении таких действий не требуется, поэтому можно использовать дешевые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, убедитесь, что он исправен.

Также следует помнить, что двигательные нарушения могут иметь разные симптомы. Даже если электроагрегат находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, о возможном повреждении обмоток следует сообщать немедленно.

После проведения всех диагностических мероприятий и ремонта электродвигателя проводится проверка прибора перед установкой в ​​бытовой прибор или инструмент.

При проведении электромонтажных или диагностических работ необходимо полностью отключить устройство от сети 220 В или трехфазного питания.

Проверка конденсаторных двигателей

Асинхронный двигатель, последовательно с одной из катушек, к которой подключена емкость для создания фазового сдвига тока, представляет собой конденсаторный двигатель. Испытание такого электродвигателя включает в себя, помимо прозвонки, проверку емкости, которую выбирают для создания сдвига фаз между катушками, равного 90 градусам, чтобы крутящий момент ротора был максимальным.

Емкость рабочего конденсатора относительно невелика, проверить ее можно, если мультиметром можно измерить емкость, подключив выводы к отключенной от цепи двигателя детали, предварительно кратковременно замкнув выводы.

Дополнительное оснащение

Электростанции часто оснащаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты вашего устройства и оптимизации производительности. Самым распространенным дополнительным оборудованием можно считать:

  1. Тепловая защита. При повышении температуры до критического значения целостность изоляции может быть нарушена. Термопредохранитель решает проблему целостности изоляционного материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или крепится к корпусу. Доступ к выводам достаточно прост, при использовании обычного тестера можно получить необходимую информацию.
  2. В последнее время термопредохранитель часто заменяют термореле. Бывают двух видов: закрытые и открытые. Марка устройства указана на крышке. Реле подбирается по техническим параметрам электродвигателя.
  3. Датчики скорости устанавливаются на стиральные машины. Такое оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластине, через которую проходит самый слабый ток. В данном случае контактов три, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять значение напряжения питания в момент включения двигателя, так как это может привести к сгоранию счетчика.

Обычный мультиметр можно использовать для диагностики широкого спектра показателей, а также для проверки на наличие неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не выявил проблему, можно использовать и другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет их низкую доступность. Кроме того, профессиональное оборудование должно уметь правильно использоваться.

Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электродвигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте такой техники.

Проверка электромоторов с дополнительными элементами

Часто электростанции комплектуются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации работы. Наиболее распространенными элементами, встроенными в двигатель, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на работу при определенной температуре таким образом, чтобы избежать возгорания и разрушения изоляционного материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или крепится к корпусу электродвигателя стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера.

Также можно с помощью мультиметра или простой индикаторной отвертки выяснить, на какие съемные контакты идет схема защиты. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, при измерении он должен указывать на короткое замыкание.

  • Термопредохранители с успехом могут быть заменены термореле, которые бывают либо нормально разомкнутыми, либо замкнутыми (второй тип встречается чаще). Метка элемента прикреплена к корпусу. Реле для разных типов двигателей подбираются в соответствии с техническими параметрами, с которыми можно ознакомиться, прочитав эксплуатационную документацию или найдя необходимую информацию в Интернете.
  • Три выходных датчика скорости двигателя. Обычно ими комплектуются двигатели стиральных машин. В основе принципа действия этих элементов лежит изменение разности потенциалов в пластине, через которую проходит слабый ток. Питание подается через две крайние клеммы, которые имеют небольшое сопротивление и при проверке должны показать короткое замыкание.

Третий выход управляется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не измеряйте подачу питания на датчик при работающем двигателе. Лучше всего полностью снять блок питания и подавать питание на датчик отдельно. Для формирования импульсов на выходе датчика вращайте ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, необходимо установить его при проверке, предварительно сняв датчик.

Обычного мультиметра обычно достаточно для диагностики большинства проблем, которые могут возникнуть в электродвигателях. Если с помощью этого прибора невозможно определить причину неисправности, проверка проводится с помощью высокоточных и дорогих приборов, которые есть только у специалистов.

В этом материале собрана вся необходимая информация о том, как проверить электродвигатель мультиметром в домашних условиях. При выходе из строя любого электрооборудования самое главное – прозвонить обмотку двигателя, чтобы исключить неисправности, так как силовая установка имеет самую высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Правила безопасности

Перед проверкой мотора убедитесь, что вилка и провод всего блока в исправном состоянии. Если устройство получает питание, загорится индикатор. Если с блоком питания все в порядке, переходим к проверке мотора, который предварительно необходимо отсоединить от корпуса агрегата. Эту операцию можно выполнять только при полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего заряд батареи падает, а значит показания могут быть неточными.

Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром

Не все двигатели можно проверить мультиметром. Например, трудно тестировать двигатели постоянного тока, потому что их обмотки имеют нулевое сопротивление. Для исследования используют этот метод: одновременно проверяют показания вольтметра, амперметра, а результаты рассчитывают по закону Ома.

Значит нужно проверить все сопротивления обмоток якоря, замерить показания между шинами. Различия в значениях указывают на неисправность. Различия между соседними коллекторными пластинами в рабочем механизме не превышают 10%. Только при наличии выравнивающей обмотки этот показатель в норме может возрасти до 30.

Электрические машины переменного тока делятся на синхронные, асинхронные (например, трехфазные) и коллекторные. Их можно проверить обычным измерителем. Рекомендуем прочитать статью о правильном использовании мультиметра.

Итак, давайте научимся прозванивать мотор мультиметром.

Читайте также: Сколько Ватт в 1 киловатте(кВт): перевод и таблица соотношений

Проверяем обрыв

При обрыве одной фазы обмотки, которая соединена «звездой», тока в ней не будет, а в других фазах значение завышено. В этой ситуации двигатель не работает. Обрыв в параллельной фазной ветви также может произойти из-за перегрева полезной ветви.

Если оборвана фаза обмотки (между двумя проводниками), которая соединена «треугольником», то во втором проводнике будет гораздо меньший ток по сравнению с третьим. Обрыв обмотки ротора приводит к снижению частоты вращения двигателя, появляются вибрации и гул.

Важно прозвонить мультиметром каждую обмотку, прозвонить и проверить сопротивление. Некоторые общие моменты про прозвонку электродвигателя мультиметром:

  1. Если двигатель работает от сети 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последних должны быть больше первых в полтора раза.
  2. В двигателях, работающих от 380 В, соединенных по схеме «треугольник» или «звезда», разбирают схему и проверяют все обмотки отдельно. Ом должен быть почти равным (максимальная разница 5%). Если произойдет обрыв, тестер покажет чрезмерное сопротивление, т.е бесконечное сопротивление.

Кроме того, можно использовать режим прозвонки мультиметра, что делает проверку быстрее, т к при обрыве звука нет, а он указывает на исправность обмотки.

Тестируем на замыкание между витками

Такая схема вызывает гул мотора, который становится менее мощным. Для его выявления лучше использовать мультиметр, дающий наименьшую погрешность.

Все, что вам нужно сделать для измерений, это подключить наконечники щупов тестера к наконечникам разных витков и проверить наличие контакта в режиме проверки целостности цепи или сопротивления. Разница более 10% указывает на возможность короткого замыкания.

Проверяем на короткое замыкание

Проверка мотора мультиметром осуществляется следующим образом:

  1. Выберите максимальный диапазон сопротивления на измерителе.
  2. Соедините щупы вместе, чтобы убедиться, что тестер работает.
  3. Подсоедините наконечник к корпусу двигателя.
  4. Подсоедините другой наконечник по очереди к клеммам всех фаз.

Исправный мотор показывает на мультиметре высокие значения, это могут быть сотни и тысячи мегаом (мегаом).

Еще удобнее вызывать тело. Для этого нужно сделать все то же самое, но в режиме дозвона. Если вы слышите звук, изоляция обмотки нарушена и произошло короткое замыкание.

Теперь немного подробнее поговорим о том, как прозвонить разные типы двигателей мультиметром.

Измерение сопротивление изоляции электродвигателя

Испытание изоляции может быть выполнено несколькими способами.

Испытание изоляции мегомметром

Измерение сопротивления производится механическим или электронным мегомметром.

Важно! Контроль изоляции двигателей до 380В осуществляется блоком напряжением 500В, а от 0,4 до 1кВ блоком 1000В.

Перед проверкой сопротивления изоляции электрическую машину осматривают на наличие повреждений корпуса. Влажный двигатель необходимо высушить перед испытанием. Все обмотки желательно отсоединить друг от друга, чтобы проверить изоляцию между ними.

Порядок измерения сопротивления изоляции:

  1. подключить выход или установить переключатель в положение «мегаом»;
  2. проверить мегаомметр, замкнув концы между собой и произвести кратковременное измерение;
  3. результат должен быть около «0″;
  4. подключите один из проводов к проверяемой катушке, а другой к очищенному от краски месту корпуса или другой обмотки;
  5. в течение 15-60 секунд вращайте ручку аппарата с частотой 120 оборотов в минуту;
  6. не прекращая вращения рукоятки, проверяют показания прибора.

Обмотка и корпус, или две обмотки с изоляцией между ними, представляет собой конденсатор. При измерении этот конденсатор заряжается до напряжения мегомметра — 500 или 1000 вольт. Поэтому после проверки выводы электрической машины и вывод устройства необходимо закоротить между собой.

Проверка межвитковой изоляции обмоток

Этот вид испытаний выполняют для проверки изоляции между витками катушек асинхронных электрических машин.

Для этого после разгона короткозамкнутый двигатель, вращающийся на холостом ходу, подключают к повышенному напряжению. Это напряжение на 30% выше номинального напряжения, а время работы в таких условиях составляет 3 минуты. Включение машины осуществляется через амперметры, установленные на каждой фазе. После проверки напряжение снижают до номинального значения и прибор выключают.

Важно! Повышение и понижение напряжения осуществляется плавно, с помощью регулируемого автотрансформатора или электронного блока питания.

При появлении шума, ударов, дыма или «плавающих» показаний амперметра электродвигатель отключается и отправляется в ремонт.

Испытания электрической машины с фазным ротором проводят в заторможенном состоянии с выключенным ротором.

Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока

Такое управление осуществляется с помощью трансформатора, имеющего равномерную регулировку напряжения со вторичной обмотки. В цепи тестера также предусмотрен автоматический выключатель с максимальной уставкой защиты, достаточной для отключения установки в аварийных ситуациях. Вторичная обмотка соединена с обмотками электрической машины и корпусом.

Продолжительность испытания 1 мин при испытании изоляции между обмотками и шкафом и 5 мин при испытании изоляции между обмотками. Для проверки обмоток на одну из обмоток подается напряжение, а остальные подключаются к шкафу.

Напряжение повышается и падает равномерно в течение 10 секунд от 50 % Unom до 200 % Unom.

Нормы сопротивления изоляции электрических машин

ПУЭ (правила устройства электроустановок) регламентируют сопротивление изоляции электродвигателей в зависимости от конструкции и мощности устройства.

Допустимое сопротивлние при испытании изоляции асинхронных электромашин

При измерении изоляции асинхронных двигателей соединение обмоток статора «звезда» или «треугольник» должно быть демонтировано и каждая из катушек проверена по отношению к корпусу и между собой. Испытания проводят при температуре машины 10-30°С.

Сопротивление изоляции должно быть:

  • в статоре не менее 0,5 мОм;
  • в фазном роторе не менее 0,2 мОм;
  • минимальное сопротивление изоляции датчиков температуры не нормируется.

Чтобы не использовать ссылку, общепринятое сопротивление считается равным 1 мОм. Меньшие значения указывают на меньшие поломки, которые со временем приведут к выходу из строя электрической машины.

Важно! Чтобы избежать такой ситуации, желательно отправить устройство в специализированную компанию для промежуточного ремонта.

Изоляция двигателей постоянного тока

Для проверки изоляции в машинах постоянного тока снимите щетки со щеткодержателей или подложите под них изолирующий материал.

Измерение проводится между разными частями цепи электрической машины:

  • обмотки возбуждения и якорные коллекторы;
  • щеткодержатель и корпус прибора;
  • сборка приспособления и корпус;
  • обмотки возбуждения и корпус электрической машины.

Важно! Катушки возбуждения по возможности отключают и проверяют отдельно.

Минимально допустимое сопротивление изоляции зависит от температуры и номинального напряжения машины. При 20°С это:

  • 220В — 1,85мОм;
  • 440В — 3,7мОм;
  • 660В — 5,45 мОм.

 

Кроме обмоток и якоря измеряют сопротивление обмоток возбуждения и якоря. Проверяется между самим бандажом и корпусом, а также прикрепленной к нему обмоткой. Оно должно быть не менее 0,5 мОм.

Проверка других деталей и прочие потенциальные проблемы

Обязательно проверьте пусковой конденсатор, который необходим для запуска некоторых моделей электродвигателей. В основном эти конденсаторы снабжены защитным металлическим колпачком внутри двигателя. А для проверки конденсатора нужно его снять. Такой осмотр может выявить признаки проблемы, например:

  • течь масла из конденсатора;
  • наличие отверстий в корпусе;
  • вздувшийся корпус конденсатора;
  • неприятные запахи.

Конденсатор также проверяют омметром. Щупы должны касаться выводов конденсатора, при этом уровень сопротивления сначала должен быть низким, а затем постепенно увеличиваться по мере заряда конденсатора напряжением батареи. Если сопротивление не увеличивается или конденсатор закорочен, скорее всего, его пора менять.

Перед повторным тестированием конденсатор необходимо разрядить.

Переходим к следующему этапу проверки двигателя: задняя часть картера, где установлены подшипники. В настоящее время ряд электродвигателей оснащаются центробежными выключателями, которые переключают пусковые конденсаторы или цепи для определения числа оборотов в минуту. Также нужно проверить контакты реле на обгоревшие.

Кроме того, их следует очистить от жира и грязи. Механизм переключателя проверяется отверткой, пружина должна работать нормально и свободно.

И последний шаг – проверка вентилятора. Мы рассмотрим это на примере проверки вентилятора двигателя ТЭТЭ, который полностью закрыт и имеет воздушное охлаждение.

Убедитесь, что вентилятор надежно закреплен и не засорен грязью или другим мусором. Отверстий на металлической сетке должно быть достаточно для свободной циркуляции воздуха, если этого не обеспечить, мотор может перегреться и потом выйти из строя.

Советы по выбору электродвигателя

Самое главное при выборе электродвигателя – это его подбор в соответствии с условиями, в которых он будет эксплуатироваться. Например, для влажной среды следует выбирать устройства с защитой от брызг, а устройства открытого типа категорически не должны подвергаться воздействию жидкости. Помните следующее:

  • брызгозащищенные двигатели можно использовать во влажных и влажных помещениях. Их конструкция такова, что жидкость не может попасть в блок под действием силы тяжести или потока воды;
  • открытый двигатель предполагает, что все части будут в поле зрения. С торцов агрегаты имеют огромные отверстия и хорошо видны обмотки статора. Эти отверстия категорически нельзя перекрывать, а сами электродвигатели этого типа нельзя использовать во влажных помещениях, а также грязных и пыльных;
  • двигатели tEFC можно использовать везде, кроме условий, для которых они не предназначены, что можно найти в руководстве пользователя устройства.

Вот мы и перечислили самые распространенные проблемы, которые могут случиться с бытовыми электродвигателями. Практически все их можно распознать и принять определенные меры, проверив устройство. А как правильно его проверить и на какие детали стоит обратить внимание в первую очередь, мы рассмотрели выше.

Дополнительный конструктив двигателей

Нередко состав двигателей наполняют дополнительными элементами, оптимизирующими работу, и выполняющими защитную, иную функцию. Здесь должны быть включены варисторы. Резисторы, соединяющие каждую щетку с корпусом, при резком повышении напряжения замыкают искру. Идет отключение.

Такие явления, как кольцевой пожар на коллекторе, приводят к преждевременному выходу оборудования из строя.

Явление наблюдается в результате возникновения противо-ЭДС. Механизм генерации достаточно прост: при изменении тока в проводнике образуется сила, противодействующая процессу. В процессе перехода к следующему участку явление вызывает появление разности потенциалов между щеткой и нерабочей частью коллектора.

При напряжении выше 35 вольт процесс вызывает ионизацию воздуха зазора, что наблюдается в виде искры. При этом ухудшаются шумовые характеристики оборудования.

Однако это явление используется для контроля постоянной скорости вращения вала коллекторного двигателя. Уровень искрообразования определяется количеством оборотов.

При отклонении параметра от номинального тиристорная схема изменяет угол отсечки напряжения в нужном направлении, чтобы вернуть частоту вращения вала к номинальной. Такие электронные платы часто встречаются в бытовых кухонных комбайнах или мясорубках. Состав двигателя следующий:

  1. Термопредохранители. Температура срабатывания выбрана таким образом, чтобы защитить изоляцию от прогорания и разрушения. Предохранитель крепится к корпусу двигателя стальной скобой или прячется под изоляцией обмотки. В последнем случае выводы торчат, можно легко прозвонить мультиметром. Легче отследить с помощью тестера, индикаторной отвертки, какой контакт на контакте идет схема защиты. В нормальном состоянии термопредохранитель вызывает короткое замыкание.
  2. Вместо частотных предохранителей устанавливаются температурные реле. Нормально открытый или закрытый. Последний тип встречается чаще. На корпусе написана маркировка, соответствующий тип изделия вы можете найти в Интернете. Дальше действовать по найденной информации (тип, сопротивление, температура срабатывания, положение контактов в первый момент).
  3. На моторы стиральных машин часто устанавливают датчики скорости и тахометры. В первом случае вывода три, во втором — два. Принцип работы датчиков Холла основан на изменении разности потенциалов в поперечном направлении пластины, по которой протекает слабый электрический ток.

Следовательно, два крайних вывода используются для подачи тока, они должны обеспечивать короткое замыкание (малое сопротивление), при этом управление выводом возможно только под действием магнитного поля в рабочем режиме. Для этого нужно подать питание согласно электропроводке.

Мы рекомендуем скачать техническую информацию (паспорт) для датчика Холла, установленного в электродвигателе. Были разработаны и другие альтернативы. Измерить эффект можно тестером при включенной стиральной машине. Мы считаем, что читатели понимают опасность манипуляций. Электродвигатель лучше убрать, питание подать отдельно, только на датчик Холла.

Дальше все зависит от дизайна. Если магнит на роторе постоянный, достаточно просто провернуть ось рукой, чтобы на выходе датчика Холла появились импульсы (фиксируется тестером). В противном случае необходимо снять датчик. С помощью постоянного магнита проверяется работоспособность. Датчик Холла в составе электродвигателя обычно используется для контроля скорости вращения.

Как проверить якорь электродвигателя: 4 типа разных конструкций

Обмотки ротора создают магнитное поле, на которое воздействует поле статора. Они также должны быть правильными. В противном случае энергия вращающегося магнитного поля будет потрачена впустую.

Обмотки якоря имеют разные конструкции для двигателей с фазным ротором, асинхронных и коллекторных. Это стоит учитывать.

Синхронные модели с фазным ротором

У якоря проволоки выполнены в виде металлических колец, размещенных с одной стороны вала возле роликового подшипника.

К этим кольцам уже собраны провода схемы, что вызывает небольшие расхождения при их проверке мультиметром. Отключать их не стоит, но описанная выше методика для статора в принципе подходит для этой конструкции.

Такой ротор также условно можно представить как рабочий трансформатор. Нужно только сравнить отдельные сопротивления их цепей и качество изоляции между ними, а также корпус.

Якорь асинхронного электродвигателя

В большинстве случаев здесь дело обстоит гораздо проще, хотя и могут быть проблемы. Дело в том, что такой ротор выполнен в виде «беличьего колеса» и его сложно повредить: достаточно надежная конструкция.

Короткозамкнутые обмотки выполнены из толстых алюминиевых стержней (реже медных) и плотно запрессованы в такие же втулки. Все это рассчитано на протекание токов короткого замыкания.

Но на практике даже в надежных устройствах случаются различные поломки, и их надо как-то найти и устранить.

Для диагностики короткозамкнутой обмотки цифровой мультиметр не требуется. Здесь нужно другое оборудование, подающее напряжение на КЗ этого якоря и управляющее магнитным полем вокруг него.

Однако внутреннее обрушение таких конструкций обычно сопровождается трещинами в корпусе и может быть замечено при внимательном внутреннем осмотре.

Кому интересен такой тест электрическими методами, смотрите видео владельца Виктора Юнгблюдта. Подробно показано, как определить обрыв стержней такого ротора, что позволяет в дальнейшем восстановить работоспособность всей конструкции.

Коллекторные электродвигатели: 3 метода анализа обмотки

Принципиальную схему коллекторного двигателя в упрощенном виде можно представить обмотками ротора и статора, соединенными через щеточный механизм.

Схема составного электродвигателя с коллекторным механизмом и щетками представлена ​​на рисунке ниже.

Обмотка ротора состоит из частей, последовательно соединенных друг с другом при определенном числе оборотов на пластинах коллектора. Все они имеют одинаковую конструкцию и поэтому имеют одинаковое активное сопротивление.

Это позволяет проверить их исправность мультиметром в режиме омметра тремя разными способами.

Самый простой метод измерения

Принцип №1 определения сопротивления между пластинами коллектора я показываю на картинке ниже.

Здесь я сделал упрощение, которое невозможно сделать в реальном тесте: мне было лень вынимать щетки из щеткодержателя, а они создают лишние цепочки, которые могут искажать информацию. Всегда вынимайте их для точного измерения.

Зонды размещают на соседних ламелях. Такое измерение требует точности и настойчивости. Коллектор необходимо пометить краской или маркером. От нее нужно двигаться по кругу и делать последующие замеры между всеми следующими плитами.

Постоянно контролировать показания приборов. Все они должны быть одинаковыми. Однако сопротивление таких участков невелико, и если омметр недостаточно точно на него реагирует, это можно почувствовать, увеличив длину измеряемой цепи.

Способ №2: измерение диаметра

Этот второй метод потребует еще большей осторожности и концентрации. Щупы омметра необходимо располагать не на ближайших соседних пластинах, а на диаметрально противоположных.

Другими словами, щупы мультиметра должны попадать на пластины, соединенные со щетками, при работающем двигателе. А для этого их нужно тем или иным образом пометить, чтобы не перепутать.

Однако даже в этом случае могут возникнуть трудности, связанные с точностью измерения. Тогда вам придется использовать третий метод.

Способ №3: косвенный метод сравнения малых значений сопротивления

Для измерения нам необходимо собрать схему, в которую входят:

  • аккумулятор на 12 вольт;
  • высокое сопротивление порядка 20 Ом;
  • мультиметр с наконечниками и соединительными проводами.

Следует понимать, что точность измерения повышает стабильность создаваемого источника тока за счет:

  • высокая емкость аккумулятора, обеспечивает одинаковый уровень напряжения во время работы;
  • повышенная мощность резистора, исключающая его нагрев и отклонение параметров при токах до одного ампера;
  • короткие и толстые соединительные кабели.

Один соединительный провод подключается непосредственно к клемме аккумулятора и коллекторной пластине, а в другой вставлен токоограничивающий резистор, исключающий большие токи. Вольтметр находится параллельно контактным пластинам.

Щупы последовательно перемещают следующую пару ребер на коллекторе и снимают показания вольтметром.

Поскольку мы выдаем одно и то же напряжение с батареей и резистором в течение короткого времени каждого измерения, показания вольтметра будут зависеть только от значения сопротивления цепи, подключенной к клеммам.

Следовательно, при равных показаниях можно сделать вывод, что неисправности в электрической цепи нет.

При желании можно измерить ток через ламели миллиамперметром и по закону Ома с помощью онлайн-калькулятора рассчитать значение активного сопротивления.

Проверка состояния обмоток ротора коллекторного двигателя сильно зависит от класса точности мультиметра в режиме омметра.

Мой цифровой Mestek MT102, несмотря на выявленные в нем недостатки, хорошо справляется с этой задачей.

Двигатели постоянного тока

Конструкция их ротора напоминает якорь коллекторного двигателя, а обмотки статора рассчитаны на работу со схемой включения параллельного, последовательного или смешанного возбуждения.

Описанные выше методы испытаний статора и якоря позволяют испытывать двигатель постоянного тока, как асинхронный, так и коллекторный.

Заключительный этап: особенности проверок двигателей под нагрузкой

Делать вывод об исправности электродвигателя, опираясь только на показания мультиметра, нельзя. Необходимо проверить работоспособность привода под нагрузкой, когда ему нужно выполнить свою номинальную работу, он потребляет подаваемый ток.

включение напряжения на холостой ход и проверка начала вращения ротора, как это делают некоторые начинающие электрики, — типичная ошибка.

Например, обладатель очень короткого ролика ПАО «Дунайсудоремонт» считает, что, измерив ток в обмотках, убедился, что отремонтированный двигатель готов к дальнейшей эксплуатации.

Однако такой вывод можно дать только после длительного периода работы и оценки не только величины токов, но и измерения температур статора и ротора, анализа систем отвода тепла.

Невыявленные ошибки из-за неправильной сборки или повреждения отдельных элементов могут неоднократно привести к дальнейшему ремонту с большим объемом работ. Если у вас остались вопросы, как проверить электродвигатель мультиметром, задавайте их в комментариях. Обязательно обсудим.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector