- Почему не работает вентилятор
- Распространенные неисправности электродвигателя вентилятора
- Поломки бытовых напольных вентиляторов
- Вентилятор шумит, но лопасти не вращаются
- Вентилятор издает свистящие звуки
- Прибор не включается
- Вентилятор не поворачивается
- Устройство и принцип работы вентилятора
- Электрическая схема вентилятора
- Неисправности вентиляторов в системах охлаждения автомобилей
- Часто щелкает реле вентилятора
- Частое включение вентилятора охлаждения
- Не работает вентилятор кондиционера
- Снижение температуры запуска вентилятора
- Произвольное включение вентилятора
- Напольный вентилятор не крутится
- Как разобрать вентилятор — инструкция с фото
- Замыкание обмоток или обрыв проводов
- Схема подключения напольного ветилятора
- Как проверить обмотки вентилятора
- Разборка и неисправность двигателя
- Неисправность термопредохранительного реле
- Смещение вала и обрыв витков
Почему не работает вентилятор
Всего можно выделить 5 основных причин выхода из строя напольных вентиляторов:
- старый засохший жир или его отсутствие
- сухой конденсатор
- сгорело тепловое реле или предохранитель
- короткое замыкание обмотки или обрыв провода
- механическое смещение вала двигателя
Основная проблема дешевых моделей, которую почему-то мало кто замечает, — это неправильная отливка лопастей. Из-за этого возникает дисбаланс, ломаются подшипники, увеличиваются зазоры.
Вы никак не можете на это повлиять, так как уже приобрели вентилятор с таким исходным дефектом. Иногда вроде работает, крыльчатка нормально крутится, но не дует.
То есть потока охлаждающего воздуха от него нет. Почему это происходит?
Из-за неправильного угла атаки лопастей. Лепестки деформируются и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают.
Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долгое время находился под прямыми солнечными лучами и крыльчатка, нагревшись, начала постепенно менять форму.
Лечится только заменой крыльчатки на новую.
Распространенные неисправности электродвигателя вентилятора
Оперативному персоналу хорошо известны наиболее распространенные неисправности электродвигателей вентиляционных установок. Это позволяет проводить ремонт в кратчайшие сроки и с минимальным расходом комплектующих. Основными видами поломок электродвигателей являются:
- ослабление подшипника вала в посадочном месте – причины: большая вибрация электродвигателя, большая радиальная нагрузка на вал;
- разрушение посадочного места буксового подшипника — причины: большая вибрация электродвигателя, разрушение буксового подшипника;
- разрушение ножек электродвигателя в местах их крепления к раме или корпусу — вызывает: большую вибрацию электродвигателя, перекос между валом электродвигателя и приводом вентиляционной установки;
- нестабильная работа электродвигателя – причины: отсутствие надежного соединения контактов магнитного пускателя;
- электродвигатель не останавливается при отключении стартерного блока — причины: так называемое залипание контактов стартера из-за образования слоя нагара на поверхности клемм;
- шум при работе и перегрев подшипника вала двигателя — причины: несоосность вала и привода вентиляционной установки, отсутствие смазки в подшипнике, попадание песка, пыли и различных мелких посторонних предметов в обойму подшипника;
- сильная вибрация электродвигателя — причины: несоосность вала двигателя и привода вентиляционной установки, отсутствие надежной фиксации между ножками электродвигателя и рамой;
- сильный нагрев электродвигателя — причины: отсутствие нормального охлаждения электродвигателя, отклонение сетевого напряжения от нормы, перегрузка электродвигателя, повышенная температура окружающей среды в районе вентиляционной установки;
- внезапная остановка работающего электродвигателя — причины: обрыв цепи питания, блокировка подшипника вала двигателя, срабатывание защиты двигателя;
- отсутствие вращения ротора электродвигателя и сумма установки после включения оборудования — причины: блокировка или разрушение подшипника вала двигателя, блокировка привода вентиляционной установки, контакт между ротором и статора из-за несоосности.
Срок ремонта неисправного электродвигателя вентиляционной установки зависит от вида неисправности и квалификации обслуживающего персонала.
Под дефектацией понимают определение неисправностей (дефектов) в электрической машине.
Выявление дефектов начинается с приемки машины в ремонт и продолжается до заключительного этапа разборки и дефектации. Однако некоторые неисправности могут быть обнаружены позже при выполнении других работ. Тем не менее, при обнаружении они также включаются в дефектную декларацию.
Дефекты делятся на две большие группы: неисправности в механической и электрической части. Причем, как показывает практика, на первых приходится около 20 % всех повреждений, на вторых — около 80 %. Исходя из этого, поиск неисправностей также делится на механический и электрический.
Оба вида обнаружения ошибок могут выполняться как параллельно разными командами, так и последовательно одной.
Обследование механической части проводится для определения состояния узлов и деталей, а также степени их пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Проводится методами контроля и измерения со сравнением полученных результатов с допустимыми выходными значениями. Нормы допустимых отклонений приведены в инструкциях и справочниках.
При поиске неисправности следует учитывать, что чаще всего повреждаются такие детали и узлы электрических машин, как подшипники, вентиляторы, распределительные коробки, щеточные механизмы. Выявленные ошибки фиксируются в дефектной декларации.
К общим неисправностям почти всех металлических деталей электрических машин относятся: окисление поверхностей, посадочных мест, трещины, прогибы, вмятины, насечки, наряду с ними каждая деталь или узел могут иметь заусенцы и другие дефекты.
Узлы и детали асинхронных двигателей серии 4А с короткозамкнутым ротором чаще всего имеют дополнительные дефекты:
Корпус — износ посадочного места подшипникового щита; шелушение лап; обрыв нити к отверстиям; трещины (в продольном и поперечном направлениях они не должны превышать 50 % длины и ширины по окружности корпуса). Повреждение радиаторов (их дефекты не должны существенно влиять на нагрев машины при номинальной нагрузке).
По экспериментальным данным такое влияние на нагрев машины становится заметным при уменьшении площади ребер более чем на 10-15 %. Погрешности определяются измерениями и визуально.
Подшипниковый щит — износ посадочных мест с корпусом и посадочных мест подшипников, трещины. При дефектации оценивают возможность образования трещин в сварных швах без деформации щитов и сварки посадочных мест. Погрешности определяются визуально и измерениями.
Вал имеет характерные повреждения: забоины, царапины, износ шеек под подшипники и выходных концов, разрушение шпоночного паза, поломка; кроме того, прогиб оси (допускается до 0,1 мм на 1 м длины); ослабление посадки магнитопровода. Погрешности определяются визуально и измерениями. Прогиб чаще всего задается стрелочным индикатором.
Подшипники качения — основные дефекты: повреждение посадочных мест; трещины на клипсах; вмятины; деформации сепаратора; дефекты на беговых дорожках и телах вращения (отслаивание шариков, роликов, образование канавок и др.), цветовой тон на деталях. Погрешности определяются визуально и измерениями.
Износ подшипника устанавливают встряхиванием верхнего кольца рукой в осевом и радиальном направлениях (обычно до снятия подшипника с вала) — ощущения смещения быть не должно. Мощность устанавливается путем измерения зазоров подшипников качения циферблатным индикатором после того, как ротор машины был снят с вала.
При этом для измерения радиального зазора фиксируется внутренняя обойма, для измерения осевого зазора внешняя обойма надевается на стержни.
Данные измерений сравниваются по заводским таблицам с допустимыми. Если зазоры в пределах нормы, состояние подшипника удовлетворительное, его можно эксплуатировать дальше.
Разрывы стержней на участке пути можно установить только с помощью специальных устройств, например электромагнита с шаровой пластиной .
Вентилятор — кривизна, отсутствие лопастей, осевое и радиальное выходное отверстие; ослабьте втулку на оси; вмятины на корпусе; отклонение перемычки; повреждение креплений, их потеря. Ошибки выявляются визуально.
Клеммная коробка — трещины корпуса; прогорание, перегорание клеммного щитка; отсутствие зажимов, креплений и маркировки концов обмоток; повреждение резьбы болтов крепления; их потеря. Ошибки выявляются визуально.
Контактные кольца обмоток трехфазных асинхронных двигателей с фазным ротором — вращение в радиальном направлении (допускается эксцентриситет 0,1 мм при частоте вращения ротора не более 1000 мин-1 и 0,05 мм — более 1000 мин-1); выход в осевом направлении не допускается более 3-5% ширины тормозного кольца.
Поверхность должна быть зеркально чистой (без эрозий, царапин, шероховатостей, поджогов, потемнений и т.д.); кольца — без разрывов, трещин, заметного износа, изоляция их надежная. Уменьшение толщины колец более чем на 50% от первоначальной требует замены.
Если толщина кольца неизвестна, минимально допустимая принимается равной 8-10 мм. Погрешности определяются визуально и измерениями.
Типичные повреждения: ожоги, эрозии, шероховатости, потемнение контактных пластин; избыток утеплителя над плитами; взламывание и пайка отводов; ослабление прижатия коллектора и прогорание пластин; нарушение изоляции между ними, а также между ними и корпусом; выход коллектора (диаметром до 250 мм в радиальном направлении допускается не более 0,02 мм, в осевом — 2-3 мм).
Скорость изнашивания пластин коллектора до предельного состояния устанавливается заводом-изготовителем, обычно предельная толщина пластин составляет 3-10 мм. Погрешности определяются визуально и измерениями.
Бинты — разрывы; окисление; разрушение; пайка; скользящие повязки; нарушение изоляции под бандажами. Погрешности определяются визуально, путем замеров.
Механизм контактных щеток — неправильная установка щеток на коллектор. Правильно — с перекрытием путей от кистей на нем. Механические повреждения щеткодержателей, их оплавление.
Повреждение изолированного пальца и изоляции других элементов механизма ослабление пружин; обрыв контактных тросов и поломка их креплений; обрыв резьбы регулировочного винта; повреждение кисти. Площадь контакта щеток с кольцами или коллектором должна составлять не менее 80 % поверхности. Марки щеток должны следовать инструкциям. Ошибки выявляются визуально.
Крепеж (болты, винты, гайки и др.) — механические повреждения граней; разрушение головок; обрыв нити; незавершенность. Ошибки выявляются визуально.
Обнаружение электрической части проводят методами осмотра и измерения соответствующих параметров путем сравнения результатов с допустимыми стандартами. Его цель — определить состояние пригодности обмоток к дальнейшей работе.
К частым неисправностям обмотки относятся: естественное и ускоренное (по каким-либо причинам) старение изоляции, ее низкое сопротивление и диэлектрическая прочность, обрыв провода, замыкание обмотки на корпус, замыкание витков в секциях.
Замыкание обмотки электрической машины переменного тока на дом (10-15% всех повреждений в обмотках). Расположение цепи можно задать по схеме, которую собирают после того, как будет определена обмотка с пробитой на корпусе изоляцией.
При подключении обмотки к электрической сети переменного тока (с пониженным напряжением 6-24 В) по созданной цепи будет протекать ток, величину которого (амперметром) можно регулировать с помощью ограничительного резистора (реостата) . Ток не должен превышать номинальное значение этой машины.
Так как ток переменный, вокруг проводников обмотки образуется переменное электромагнитное поле, поэтому дорожки с этими проводниками легко определить с помощью ферромагнитной пластины — она прилипает к дорожкам и гремит. Это явление позволяет легко найти участки, по которым протекает ток от конца фазной обмотки до места ее замыкания на корпус.
По окончании дефектации проверяют балансировку ротора электрической машины. Для этого его укладывают на призмы станка и фиксируют в нескольких положениях. В каждом из них ротор не должен вращаться самопроизвольно.
Сломанный вентилятор не стоит сразу выбрасывать, разумнее всего будет выяснить причины и по возможности отремонтировать устройство. Зачастую поломка вентилятора не связана с поломкой, а просто требует банальной чистки и смазки.
Некоторые виды механических повреждений можно устранить самостоятельно, заменив неисправную деталь. Напольные или настольные модели с более сложной конструкцией ремонтировать сложнее.
Поскольку вентиляторы входят в состав большинства современных систем холодоснабжения и кондиционирования, каждый случай индивидуален. Мы рассмотрим только самые распространенные причины поломок и способы их устранения.
Поломки бытовых напольных вентиляторов
Подход к ремонту напольных или настольных вентиляторов должен быть рациональным. Наличие блоков регулировки скорости, наклона и вращения вентилятора сильно усложняет конструкцию. Основная задача – выявить причину. Если проблема несложная, можно попробовать отремонтировать самостоятельно.
Вентилятор шумит, но лопасти не вращаются
Наиболее распространенная неисправность напольных вентиляторов — это когда устройство шумит, но лопасти остаются неподвижными.
причины могут быть следующие.
- Смазка подшипников засохла или загустела. Найти причину несложно. Двигатель разбирается и проверяется наличие и состояние смазки.
- Сместилось крепление подшипников на оси. Это связано с выработкой ресурса втулок, которые изготавливаются из бронзы или латуни.
- Поломка двигателя. Для проверки необходимо разобрать двигатель и проверить сопротивление обмоток корпуса и якоря.
- Потеря емкости из-за выхода из строя конденсатора. Необходимо проверить емкость конденсатора тестером.
Если причина в смазке, удалите остатки загустевшей смазки, очистив детали бензином, и залейте во втулки свежее машинное масло. Будьте осторожны, чтобы масло не попало на обмотки двигателя.
Что касается втулок, то нужно искать новые в магазине или брать с другого нерабочего агрегата. Восстановить изношенное не получится.
Если обмотка двигателя оборвана, необходимо перемотать его в мастерской или купить новый двигатель. Самостоятельно восстановить обмотку сложно.
В случае выхода из строя конденсатора его необходимо заменить на новый из магазина. Если такой возможности нет, проще купить новый вентилятор.
Вентилятор издает свистящие звуки
Свистящие звуки могут появиться через несколько месяцев после покупки. Вентилятор гудит или скрипит из-за перекоса крыльчатки или ослабления крепления подшипника скольжения.
Воздействие на лопасти прямых солнечных лучей или высоких температур приводит к изгибу и дисбалансу в момент вращения. Подобные звуки вызывает и вдавливание в результате механического повреждения защитной сетки, к поверхности которой начинают доставать кончики лопастей.
При появлении посторонних шумов выполните следующие действия:
- отключите устройство от сети;
- снимите защитную решетку, осмотрите ее на наличие деформаций;
- снимите гребной винт, осмотрите лопасти на предмет возможных изгибов;
- осмотрите опоры подшипников, проверьте, затянуты ли болты.
Кривизну защитной решетки можно легко исправить, аккуратно расправив ее руками до нужного состояния.
Примечание! При нарушении геометрии лопастей пропеллер, скорее всего, придется заменить, так как в домашних условиях придать полиуретану первоначальную форму невозможно.
Если причиной посторонних звуков стало ослабление креплений, нужно просто подтянуть все болты до устранения люфта.
Прибор не включается
Если вентилятор не реагирует на нажатие кнопки питания, это может свидетельствовать об обрыве провода в кабеле, повреждении соединения между кабелем и клеммами в розетке или неисправности самой розетки. Также может быть повреждена сама кнопочная площадка или кнопки переключения скоростей.
В первую очередь проверьте, горит ли индикатор при попытке включить устройство.
Если индикатор не горит, сделайте следующее:
- измерить напряжение в розетке, подключив к ней исправный прибор;
- открутить вилку и проверить на наличие повреждений в местах соединения проводов с клеммами;
- отсоедините кабель и проверьте его с помощью тестера непрерывности.
В случае обрыва штекера необходимо восстановить соединение проводов, возможна пайка клемм. При возникновении неисправности в проводах внутри кабеля его следует заменить новым.
Проверить контакты тестером
Если лампочка горит, но сам вентилятор не работает, необходимо предпринять следующие шаги:
- убедитесь, что устройство отключено от сети;
- разобрать панель управления, которая находится на корпусе вентилятора;
- проверить тестером все контакты клавиш на наличие токопроводимости;
- проверить регулятор скорости тестером.
Если одна из кнопок окажется сломанной, следует либо купить рабочую замену в радиомагазине, либо подключить напрямую и обойти ее. При выходе из строя регулятора скорости его необходимо выпаять или заменить на новый.
Вентилятор не поворачивается
Причина, по которой вентилятор не поворачивается влево и вправо, заключается в том, что кривошип не работает должным образом.
Чтобы исправить сбой, сделайте следующее:
- снимите заднюю крышку, отвернув болты крепления;
- проверить соединение кривошипа с шестерней под коробкой передач;
- замените кривошип или замените, если он сломан.
Также может возникнуть ситуация, когда повороты выполняются не до конца. При этом необходимо контролировать перемещение переключателя коробки передач по вертикальной оси. В случае поломки в работе необходимо отсоединить болт крепления и смазать вал, шестерню и верхнюю часть редуктора. Если пластиковая шестерня износилась, а деталь не нашлась в продаже, нужно осознать, что вентилятор не вращается.
При установке крыльчатки после устранения неисправности необходимо соблюдать правила балансировки, иначе вентилятор не будет крутиться в штатном режиме. Самый простой и практичный способ – статическая балансировка.
Установите вентилятор вручную, вручную задайте первое вращение и отметьте верхнюю точку крыльчатки карандашом или маркером. Они проводят еще несколько заездов и проверяют, совпадают ли достигнутые баллы перевеса с первой оценкой. Если они не совпадают, то неисправны подшипники, которые необходимо смазать или заменить.
Если они совпадают, возьмите предметы разного веса, например, гайки, отрезки электродов и т п. Для крепежа используйте изоленту, скотч, мастику, пластилин, тонкую проволоку.
Потом их начинают пристраивать как противовес лишним, чтобы добиться потери их постоянного места. Для более точного подбора можно стачивать грузы ножовкой. После нахождения оптимального веса грузик приваривается или приклеивается к нерабочей стороне диска.
Балансировка винтами позволяет быстро определить необходимые настройки исходя из опыта. Но этот вариант доступен не всем любителям.
Также возможно провести балансировку на балансировочных козлах, обратившись к специалистам.
Устройство и принцип работы вентилятора
Вентилятор, вне зависимости от конструкции, является простейшим электрическим бытовым прибором. Для вращения лопастей требуется мало электроэнергии, что позволило установить в вентиляторах простейший и надежный асинхронный однофазный электродвигатель, не имеющий коллекторного узла. Благодаря этому мотор работает тихо и нет необходимости регулярно менять щетки.
Для изготовления вентилятора достаточно закрепить крыльчатку на валу двигателя. При подаче напряжения питания вал двигателя начнет вращаться в заданном направлении и за счет изогнутой формы лопастей начнет двигаться воздух.
Для безопасной и практичной работы двигатель расположен в корпусе, а лопасти покрыты сеткой. Форма корпуса зависит от места установки вентилятора – на столе, на полу или в вентиляционной шахте на кухне или в ванной.
Для включения и регулировки воздушного потока на корпусе вентилятора обычно устанавливают выключатель и кнопку или ручной регулятор скорости. Есть вентиляторы с дистанционным управлением, но они обычно в два раза дороже простых.
Электрическая схема вентилятора
Электрическая схема вентилятора состоит из двух частей — электродвигателя с пусковым конденсатором и блока включения и регулировки скорости вращения лопастей.
Электродвигатель представляет собой металлический корпус (статор), в котором закреплены обмотки из медной проволоки и соединены по схеме, приведенной выше. В корпусе также закреплен ротор в подшипниках скольжения, которые реагируют на появление электромагнитного поля при прохождении через обмотки статора, вращаются.
Подавая питающее напряжение на обмотки L1, L2 или L3 с помощью соединенных между собой переключателей S1, S2 и S3, можно регулировать скорость воздушного потока. Обмотка электродвигателя L4 и закрепленный на корпусе двигателя конденсатор С1 служат для запуска двигателя.
Если обмотка L4 или конденсатор С1 разомкнуты, двигатель не запустится при его включении в автоматическом режиме. Но если вручную повернуть крыльчатку по часовой стрелке, лопасти начнут вращаться. Таким образом, вы можете определить неисправность этой цепи.
В некоторых моделях вентиляторов для защиты обмоток от перегрева в случае выхода из строя установлен термопредохранитель (обозначен на схеме St°) на температуру срабатывания около 125°С.
Термопредохранитель при нагреве выше расчетной температуры разрывает цепь и напряжение питания на обмотки двигателя не подается. Это предохраняет их от прогорания в случае блокировки ротора при выработке смазки. Плавкий предохранитель обычно устанавливается на конце обмоток статора.
Существует два типа термопредохранителей — одноразовые и самовосстанавливающиеся. Последние при нагреве выше температуры, указанной на крышке, разрывают цепь, а при остывании вновь замыкаются. Это позволяет избежать необходимости их замены в случае заклинивания ротора.
Неисправности вентиляторов в системах охлаждения автомобилей
Вентилятор включается датчиком, расположенным в системе охлаждения. Когда он реагирует на сигнал, включается охладитель (охладитель) и направляет дополнительный поток воздуха для снижения температуры жидкости и двигателя. Ряд ошибок связан не с поломками самого вентилятора, а с работой электронных датчиков, чувствительных к изменениям в системе.
Часто щелкает реле вентилятора
Часто щелкает реле вентилятора в системах охлаждения автомобилей. Причиной может быть как окисление контактов реле, так и колебания температуры, заставляющие его срабатывать. Диагностируются следующие состояния:
- датчик;
- провода;
- цепь на контроллере для управления вентилятором.
Поломка может привести к повреждению двигателя, так как неправильная работа датчиков вызывает неправильную установку угла опережения зажигания.
В первую очередь нужно заехать на диагностику и прозвонить узлы сканером. При обнаружении поврежденного сегмента его необходимо заменить, установив новый.
Частое включение вентилятора охлаждения
Часто включается вентилятор охлаждения. Это нормально, если вентилятор работает вхолостую дольше, чем продолжительность работы. При нарушении этого алгоритма причины могут быть следующие:
- засорение системы охлаждения;
- понижение уровня охлаждающей жидкости в радиаторе;
- неисправен термостат;
- насос не работает;
- наличие воздушных карманов.
Необходимо промыть термостат и радиатор, долить охлаждающую жидкость, проверить работу водяного насоса и при необходимости заменить его. Воздушные пробки в радиаторе вытесняются давлением сжатого газа. Если датчик не работает, если температура его включения не соответствует проходным показателям, необходимо заменить прибор.
Не работает вентилятор кондиционера
причины, по которым не работает вентилятор кондиционера, могут быть следующие:
- неисправна муфта на главном вентиляторе;
- окислились релейные контакты выключателей;
- перегорели предохранители;
- клеммы питания окислились;
- недостаточный уровень хладагентов;
- анкерные щетки окислены.
Лучше вызвать электрика в сервис, чтобы он осмотрел мультиметром состояние кондиционера и выяснил причину поломки.
Снижение температуры запуска вентилятора
В теплое время года заводские настройки реле включения вентилятора не позволяют полноценно эксплуатировать автомобиль. В пробках двигатель может закипеть, что приведет к более серьезным поломкам.
Для снижения температуры, при которой включается вентилятор, можно использовать следующие способы:
- обновлять настройки ЭБУ при посещении сервиса;
- залить антифриз с более высокой температурой кипения, например 120 градусов;
- проверить уровень давления и герметичность крышки бака;
- поставить бортовой компьютер с возможностью регулировки температуры включения вентилятора или кнопки принудительного включения.
Более низкие температуры позволят вентилятору запуститься раньше, что положительно скажется на работе двигателя.
Произвольное включение вентилятора
Вентилятор радиатора должен включаться при высокой температуре двигателя, чтобы охладить его. Однако иногда устройство включается хаотично, несмотря на то, что датчик термостата показывает комфортную температуру 25-35 градусов.
причины этого могут быть следующие:
- некачественное топливо, присадки, снижающие температуру вспышки двигателя;
- недостаточный уровень антифриза;
- забитый воздушный фильтр;
- включен климат-контроль;
- вышел из строя термостат радиатора.
При подозрении на некачественное топливо измерьте температуру выхлопных газов. Сильно загрязненный радиатор промывают чистой водой из шланга.
На заметку! Вентилятор всегда включается, когда кондиционер работает.
Следует заехать на диагностику, проверить работоспособность термостата. При необходимости добавьте или замените антифриз.
Напольный вентилятор не крутится
Самая распространенная проблема – засохший жир или его отсутствие. Вентилятор начинает тикать, теряет скорость и, как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветряк больше не работает на полную мощность.
Мотор, намотанный тонким проводом 0,2 мм, начинает нагреваться и обмотки постепенно перегорают.
Как выявляется такая ошибка? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Гудит, но крыльчатка не крутится.
А бывает и так, что заводится только на 3 скорости, а на первые две вообще не реагирует. Ему просто не хватает мощности, чтобы повернуть ось.
Чтобы его запустить, приходится, как на старых самолетах, грубо крутить лопасти.
Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как без приборов выяснить, какая причина виновата в поломке?
Для этого нужно как минимум добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопатки. Если вал вращается вручную с большим трудом, вините в этом грязь и засохшую смазку.
А если крутится легко и имеет инерцию, то скорее всего кондер накрылся. Симптом — вентилятор подключен к розетке, но не крутится. При этом прокручиваешь нахальный двигатель и он заводится.
Если придерживать рукой лопасти вентилятора во время работы, он может снова остановиться. Конденсатор проверяется мультиметром, чтобы убедиться, что он имеет подходящую шкалу емкости.
Для замены подберите новый кондер по тем же параметрам, что указаны на корпусе старого.
Кстати, еще не полностью высохший конденсатор тоже влияет на скорость. Если вы заметили, что они упали и вентилятор стал вращаться медленнее, это призыв к проверке.
Проблема тугого вращения решается смазкой новых подшипников. Здесь используются так называемые подшипники скольжения. Некоторые называют их втулками.
Использовать мячи в таких конструкциях дорого, да и гремят они со временем, будьте здоровы. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтов и распылить универсальный спрей WD40 в нужных местах.
Как разобрать вентилятор — инструкция с фото
Как добраться до втулок не снимая двигатель? Сначала откручиваем центральный винт на задней части защитной крышки.
Еще один саморез спрятан в рычаге ручки регулировки поворота или остановки головки вентилятора.
После этого заднюю крышку можно легко снять со своего места. Что под ним? Здесь вы можете увидеть поворотный редуктор, который дает вращение всей головке.
Снизу приближается особая тяга
Пусковой конденсатор для двигателя закреплен сверху.
Кстати, помните, что в разных моделях его может и не быть. В таком случае ищите его возле кнопок переключения передач.
Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, необходимо снять редуктор. Он крепится тремя винтами, а снизу поддерживается стержнем.
Затяните винты и отсоедините шток. После этого редуктор снимается с оси и вы получаете доступ к задней ступице.
Больше ничего крутить и разбирать не нужно. Ведашка сделает все остальное за вас.
На баллончик WD40 надеваешь узкую направляющую трубку и несколько раз дуешь ею в зазор между осью и подшипником.
После распыления WD40 поверните вал вручную в разные стороны и немного подвигайте его вперед-назад.
Излишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эту лишнюю грязь можно легко удалить ватными тампонами.
Если у вас есть густая смазка, такая как циатим или литол, рекомендуется использовать ее на червяке редуктора. После этих процедур очистки капните несколько капель масла для швейных машин на подшипник снаружи.
Только не используйте его слишком много. В противном случае он потом расползается повсюду и к нему прилипает пыль, превращаясь обратно в грязь. В итоге опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.
Войлочные шайбы в некоторых моделях расположены рядом с люверсами. Они пропитаны маслом, и при нагреве масло стекает на вал и смазывает его.
Все монтируется в обратном порядке. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.
Кстати, если перекрутить центральный винт на задней крышке, а это саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластик поворотного редуктора и упереться в вал.
У вас опять будут проблемы с оборотами и заеданием. Иногда причина поломки банальна и непредсказуема.
Разобравшись с задним подшипником, переходим к передней части вентилятора. Посередине есть защитный колпачок.
Он выключен, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.
Выбросьте его и снимите гребной винт с вала. У вас уже есть доступ к переднему подшипнику скольжения.
Принцип здесь тот же. Сначала выдавите и размягчите старую смазку и грязь ведром, затем нанесите новую.
Затем установите пропеллер обратно и закройте крышку. После завершения ремонта включите вентилятор на высокие обороты и, дав ему поработать несколько минут, переключитесь на требуемую скорость.
Читайте также: Предохранители
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Если поломка более сложная и простая смазка не помогает, нужно разобрать вентилятор более подробно.
Сначала выполните все работы по разборке, как указано выше. Сняв пропеллер, откручиваем переднюю пластиковую контргайку, которая находится сразу за ним, и выбрасываем весь защитный каркас.
В ваших руках остается сам моторчик и ножка, где проходят силовые линии и находится кнопочный механизм.
Разберите эту ножку, открутив 6 винтов.
В первую очередь проверьте пайку проводов. Вполне возможно, что один из них или даже несколько отвалились или перегорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начните тестирование с двух проводов от вилки.
Один из них, пусть он будет черным (как на картинке ниже), через подсветку идет напрямую на двигатель вентилятора.
Другой провод идет к нижнему выводу стрелочного переключателя (кнопка 0).
Далее, нажатием соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, какой-то контакт переключателя замыкается, тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет на свой вывод на обмотке, с большим или меньшим количеством витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер вращаться быстрее или медленнее.
Схема подключения напольного ветилятора
Упрощенная схема ветряка выглядит следующим образом.
Типичные схемы для большинства недорогих 3-х ступенчатых напольных вентиляторов примерно такие
При нажатии каждой кнопки контактная группа замыкается.
В этом случае в этот момент размыкается вторая контактная группа.
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до платы. Тогда вы потеряете часть скорости.
Все это элементарно проверяется китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если ваш самый первый провод оборвется или отсоединится, двигатель вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе проверьте его в первую очередь.
Если, конечно, вы перед этим убедились, что и сама вилка, и шнур питания от нее исправны. Это также вызывается тестером.
Поместите один конец щупов на штырек вилки, а другим коснитесь контактной пластины кнопки «0». Если все в порядке, сопротивление должно быть нулевым.
Затем можно проверить провода одинаково на всех скоростях. Контактный щуп на вилке — еще один щуп на отходящем проводе от соответствующей ручки скорости к мотору.
Если везде нули, выключатель и провода исправны.
Затем проверьте другой разъем на вилке и провода, идущие сразу после переключателя к двигателю. Убедитесь, что у вас есть полный провод здесь.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
Как проверить обмотки вентилятора
Установите мультиметр на 2000 Ом. Далее, чтобы нигде не перекусывать провода, в месте подключения конденсатора немного зачистите изоляцию.
Найдите общую точку в цепи, как показано на схеме ниже.
Найдя его, наберите сопротивление обмотки. Для этого поочередно нажимайте на контакты выключателя другим щупом.
Ориентировочные значения сопротивления обмотки вентилятора могут быть следующими:
Конечно, у разных моделей они могут незначительно отличаться, но главное, чтобы не было обрыва или короткого замыкания. Измерения могут показывать как несколько сотен Ом, так и чуть более 1 кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток уже будет меньше — 100-200 Ом.
Также проверяют обмотку конденсатора и общее сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, продолжайте. Для этого полностью разберите вентилятор, который называется ножкой.
Разборка и неисправность двигателя
Во-первых, двигатель необходимо освободить от всех пластиковых деталей. Отвинтите 4 винта на передней панели и снимите крышку
На новых моделях кроме винтов есть еще замки. Их необходимо согнуть отверткой.
Чтобы открутить ножку, нужно найти еще один винт, который обычно прячется под заглушкой.
Ослабьте его и вытащите монтажный вал. Чтобы разобрать провода, проходящие через ножку, их нужно выкусить или отпаять от клеммников кнопок скорости.
При этом запишите или зарисуйте, где что изначально связано.
В итоге у вас в руках должен быть голый моторчик вентилятора без всего лишнего.
Мы анализируем это. Ослабьте винты, крепящие заднюю крышку
При этом перед разборкой обязательно пометьте все крышки и фурнитуру, как все было собрано изначально.
В противном случае после неправильной стыковки вы потеряете центровку. Будут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Неисправность термопредохранительного реле
После снятия штока вы доберетесь до самих обмоток. Среди пучка силовых проводов, идущих от выключателя, ищите специальное тепловое реле.
Очень часто двигатель перестает работать после того, как сгорит. Это реле должно срабатывать и размыкать цепь при температуре обмотки 135-145 градусов.
После охлаждения реле снова замыкается и вентилятор запускается. Так что иногда он выгорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто выключаться и перезапускаться сам по себе, виновата эта защита. Знай, это просто не работает. Значит ибо вал подклинивает, либо обмоткам приходит конец и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением малой крыльчатки, которая находится на валу внутри самого двигателя. Он предназначен для обдува и снижения температуры змеевиков.
В самых дешевых моделях реле термодатчика не установлено; все связано напрямую с ними. Исходя из этого, если у вас перегорел «термопредохранитель», вы конечно можете обойти его и запустить обдув. Но при этом вы останетесь без противопожарной защиты.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапами должна быть цепь в непрерывном режиме.
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и реле внутри целы, остается внимательно осмотреть обмотки, вал и ротор через лупу. Вы можете увидеть треснувшие или сколотые медные жилы
Это происходит, когда подшипник выскакивает из посадочного места и ротор начинает крутить обмотки.
У современных китайских напольных вентиляторов часто ослабевает резьбовое соединение между двумя половинками двигателя. Не забывайте, что вал с обеих сторон посажен на самоцентрирующиеся медно-графитовые втулки, плотно запирающиеся в крышках.
При их установке и затяжке можно слегка постучать молотком по самому трансформаторному сальнику, чтобы вал проворачивался легко, с небольшой инерцией. Некоторые пытаются самостоятельно захватить центр и создать такой тихий ужас.
Со временем вал выпадает из подшипника, что приводит к заклиниванию. В результате ротор начинает царапать обмотки и поверхность.
Также помните, что если ваш вентилятор упал, а затем перестал работать и крутиться, то, скорее всего, здесь перекосились втулки. Ничто другое не может сломить такое падение.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки, залитые лаком, не порвутся. Разве что некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверьте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, при механическом дефекте обмоток или ротора, а также их внутривитковых замыканиях самостоятельно не обойтись. Перематывать моторы дешевых ветряков нерационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Узнать актуальные цены на них, выбрать подходящий для себя вариант (напольные, письменные, настенные, потолочные) + заказать с доставкой на дом можно здесь.
Однако это уже последний этап, и есть надежда, что вы никогда не доберетесь до него, обнаружив порчу в другом месте, используя рассмотренные выше методы