Лабораторный автотрансформатор (ЛАТР)

Вопросы и ответы

Что такое лабораторный автотрансформатор (ЛАТР)

Очень часто среди электриков и электронщиков можно услышать аббревиатуру ЛАТР. Помните, что мы когда-то рассматривали блок питания и даже делали его сами. Блок питания выдавал нам постоянное напряжение от нуля до какого-то конечного значения, которое конечно же зависело от крутизны блока питания. Согласитесь, очень практичная вещь. Но есть один минус — это только дает нам постоянное напряжение.

Но, раз есть блок питания на постоянное напряжение, то должен быть и блок питания на переменное напряжение. И называется такой блок питания лабораторным автотрансформатором, или сокращенно ЛАТР. Что это такое и с чем его едят?

ЛАТР — это тот же трансформатор. Он преобразует переменное напряжение одного порядка в переменное напряжение другого порядка. Но все дело в том, что мы можем изменить при необходимости напряжение на выходе ЛАТР.

Отличие автотрансформатора от обычного трансформатора

Как видно из описания автотрансформатора, основным отличием от обычного трансформатора является отсутствие второй катушки с сердечником. Роль вторичных обмоток выполняют отдельные группы витков, имеющие гальваническую связь. Эти группы не требуют отдельной электрической изоляции.

Такое устройство имеет определенные преимущества:

  • снижается расход цветных металлов, используемых при изготовлении такого оборудования;
  • передача энергии осуществляется как за счет влияния электромагнитного поля входного тока, так и за счет электрической связи между обмотками. Следовательно, потери энергии ниже, поэтому автотрансформаторы имеют более высокий КПД;
  • малый вес и компактные размеры.

Несмотря на конструктивные отличия, принцип работы этих двух видов изделий остается одинаковым. Выбор типа трансформатора зависит прежде всего от целей и задач, которые необходимо решить в рамках электротехники.

Типы автотрансформаторов

В зависимости от того, в какой сети (однофазной или трехфазной) вы хотите изменить напряжение, используйте нужный тип автотрансформаторов. Они бывают однофазными или трехфазными. Для преобразования тока с трех фаз можно установить три автотрансформатора, предназначенных для работы в однофазных сетях, и соединить их выводы треугольником или звездой.

Существуют виды лабораторных автотрансформаторов, которые позволяют плавно изменять значения выходного напряжения. Этот эффект достигается перемещением ползуна по поверхности открытой части однослойной обмотки, аналогично принципу действия реостата.

Витки проволоки намотаны вокруг кольцевого ферромагнитного сердечника, по окружности которого перемещается контактный ползунок.

Автотрансформаторы этого типа массово применялись на просторах Советского Союза во времена массового распространения ламповых телевизоров. Тогда напряжение в сетях было нестабильным, что вызывало искажение изображений. Пользователям этой несовершенной техники приходилось время от времени доводить напряжение до уровня 220 В.

До применения стабилизаторов напряжения единственным в то время способом достижения оптимальных параметров тока для бытовых приборов было использование ЛАТР. Этот тип автотрансформатора используется сегодня в различных лабораториях и учебных заведениях.

С их помощью осуществляется наладка электрооборудования, проверяется оборудование с высокой чувствительностью и выполняются другие задачи.

В спецтехнике, где нагрузки незначительны, применяют автотрансформаторы ДАТР.

Также есть автотрансформаторы:

  • малой мощности, для работы в цепях до 1 кВ;
  • устройства средней мощности (более 1 кВ);
  • автотрансформаторы высокого напряжения.

Следует отметить, что из соображений безопасности применение автотрансформаторов в качестве силовых ограничивается снижением напряжения свыше 6 кВ до 380 В. Это связано с наличием гальванической связи между обмотками, что небезопасно для конечного потребителя.

При авариях возможно падение высокого напряжения на питаемое оборудование, что чревато непредсказуемыми последствиями. Это главный недостаток автотрансформаторов.

Обозначение на схемах

Отличить автотрансформатор на схеме от обычного трансформатора на картинке очень просто. Признаком является наличие одиночной обмотки, соединенной с сердечником, обозначаемое на схемах толстой линией.

Обмотки схематично показаны с одной или обеих сторон этой линии, но в автотрансформаторе они все соединены вместе. Если на схеме витки появляются автономно, речь идет об обычном трансформаторе.

Как определить цену

На стоимость влияют следующие характеристики — реактивная мощность, количество отводов, диапазон регулирования напряжения, класс точности устройства. При этом переменные автотрансформаторы дороже агрегатов со стационарными отводами. Ценовые диапазоны, применимые к текущему году, следующие:

  • Для переходных форм — 8000…12000 руб.;
  • На регулировку — 2500…8000 руб.;
  • Для ЛАТР — 3500… 8200 руб.

Где используются

Наиболее важными областями использования устройств являются:

  1. Компенсация падения потенциала в распределительных сетях, которая производится за счет увеличения значений питающего напряжения.
  2. Системы управления асинхронными и синхронными двигателями, в которых наличие автотрансформатора с несколькими ответвлениями облегчает пуск.
  3. В условиях исследовательских лабораторий, когда необходимо варьировать электрические параметры в широких пределах.

Эти устройства также используются для регулировки яркости света; такие устройства называются диммерами. В этих случаях особое внимание уделяется правильному выбору предохранителей, иначе на клеммах вторичной обмотки может оказаться более высокое напряжение питания.

Преимущества и недостатки

Автотрансформатор использует только одну обмотку на фазу. Это объясняет преимущества и ограничения.

Преимущества:

  1. При коэффициенте трансформации два размеры изделия будут примерно вдвое меньше соответствующих размеров двухобмоточного трансформатора. При уменьшении коэффициента трансформации уменьшение габаритных размеров будет меньшим.
  2. Автотрансформатор более эффективен, чем обычный двухобмоточный. Это связано с меньшими омическими потерями и потерями в сердечнике.
  3. Трансформаторы описываемого класса отличаются лучшей стабилизацией напряжения, что связано с уменьшенным падением напряжения, и с уменьшением реактивного сопротивления в одиночной обмотке.

Недостатки:

  1. Из-за наличия электропроводности в первичной и вторичной обмотках увеличивается нагрузка на цепь низкого напряжения. Во избежание пробоя необходимо проектировать устройство с достаточным запасом по передаваемой мощности.
  2. Поток рассеяния между первичной и вторичной обмотками мал, поэтому импеданс низкий. В случае неисправности это приведет к увеличению токов короткого замыкания.
  3. Соединения первичной и вторичной обмоток должны быть одинаковыми (за исключением случаев, когда используются соединения звездой). Таким образом, при реализации другого типа соединения — «треугольник-треугольник» — возникнут сложности из-за изменения угла наклона основной и вторичной фаз.
  4. В случае соединения звезда-звезда с общей нейтралью заземление возможно только с одной стороны. Это усложняет балансировку электромагнитного баланса обмотки при наличии нескольких отводов с разным напряжением.

Автотрансформаторы более эффективны при использовании с устройствами, выходная реактивная мощность которых мало изменяется во время работы. В этом случае на производство требуется меньше меди, потери в сердечнике невелики, а изменение напряжения происходит быстрее, чем в двухобмоточных агрегатах той же мощности.

Конструкция и принцип работы

Автотрансформатор используется для регулировки междуфазных напряжений, чтобы либо изменить их значение, либо сохранить его постоянным. Если регулировка производится на небольшую величину, то и коэффициент трансформации мал, а токи в первичной и вторичной обмотках почти одинаковы.

Следовательно, та часть обмотки, которая вызывает разницу между двумя токами, может быть выполнена из проводника гораздо меньшего размера.

Диапазон регулирования, значение индуктивности рассеяния и габаритные размеры (из-за отсутствия второй обмотки) автотрансформатора с необходимой величиной реактивной или активной мощности меньше, чем у трансформаторов, имеющих двойную обмотку.

Обе обмотки — первичная и вторичная — связаны между собой как электрически, так и магнитно, а также имеют общий магнитопровод. Часть первичной части обмотки подключена к источнику переменного тока. Таким образом, в результате простой перестановки соединений можно легко увеличить или уменьшить напряжение питания.

Когда пусковой ток протекает по обмотке в одном направлении, ток во вторичной обмотке движется в противоположном направлении. Автотрансформатор имеет несколько потенциальных напряжений вдоль обмотки.

Режимы работы

  1. В автотрансформаторном режиме (а) возможна передача номинальной мощности с обмотки ВН на обмотку НН или наоборот. В обоих режимах последовательная и общая обмотки нагружены типичной мощностью, что допустимо.
  2. В трансформаторных режимах возможна передача тока из обмотки НН в обмотку СН или ВН, причем обмотка НН не может быть нагружена более чем Sтип. В этих режимах АТ недозаряжается, что допустимо, но неэкономично.
  3. В комбинированном режиме (б) возможна передача тока типа не более S из сети НН в сеть ВН и одновременно (тип Sном) с автотрансформатором из сети СН в сеть ВН. Этот режим приемлем и экономичен, т.к нагрузка на общую обмотку в пределе может быть равна 0, а Sном передается в сумме через АТ.

Выбор оптимального режима работы важен для трехфазных устройств. Они используются для непрерывной регулировки параметров с малыми потерями. Этот компонент обеспечивает пользователям наилучшую точность управления с минимальными потерями и, таким образом, снижает тепловыделение.

Для трехфазного тока этот эффект достигается механическим соединением трех управляющих трансформаторов. Скользящие токосъемники предназначены для обеспечения надежного выходного контакта и, при срабатывании, одновременной очистки контактной дорожки. Используются угольные щетки, которые могут вращаться или двигаться вперед и назад.

Переменный автотрансформатор имеет несколько первичных обмоток для создания вторичного напряжения, которое можно регулировать от нескольких вольт до долей вольта на виток. Это достигается удерживанием угольной щетки или ползунка в контакте с одним или несколькими витками первичной обмотки.

Поскольку витки первичной катушки равномерно распределены по ее длине, выходное значение пропорционально углу поворота щетки.

Классификация видов

Как правило, рассматриваемые устройства используются в промышленных и бытовых целях, которые рассчитаны на низкое энергопотребление. Они также эффективны для соединения систем, работающих при различных напряжениях. Этим и объясняется многообразие типов автотрансформаторов.

Речь идет о следующих продуктах:

  1. По степени внешней защиты корпуса — устройства, предназначенные для эксплуатации на улице, оснащаются водонепроницаемым корпусом.
  2. По техническим характеристикам — диапазон рабочих частот, максимальные значения первичного и вторичного напряжения, максимальный вторичный ток, мощность и температура.
  3. В зависимости от типа электрической сети они работают в одно- или трехфазном режиме.
  4. По величине выходного напряжения автотрансформаторы могут быть повышающими и понижающими. Особый класс составляют агрегаты со скользящими кранами. Важной характеристикой, которую учитывают при выборе, является тип сердечника – многослойный, разъемный и тороидальный.

Расшифровка основных параметров

Обмотки обычно обозначаются заглавными буквами (A, B, C и т д.), а соединение с общей нейтралью обозначается буквами N или n. Для вторичных ответвлений цифровые порядковые номера используются для всех точек отводов вдоль первичной обмотки. А индексы обычно начинаются с цифры «1» и продолжаются по возрастанию.

Обозначение бытовых автотрансформаторов отечественного производства, изготавливаемых по ГОСТ 7518-83, включает:

  • Буквенные индексы, определяющие класс устройства — переходный (АПБ) или регулировочный (АРБ);
  • Реактивная мощность, кВА, на которую рассчитаны обмотки.

ГОСТ 7518-83 предусматривает указание наибольшего напряжения на вторичной обмотке отдельно при отсутствии и наличии внешней нагрузки.

Для лабораторных автотрансформаторов — ЛАТР принята отдельная маркировка: после буквенного обозначения указывается номинальная мощность агрегата в кВт.

Особенности

Рассматривая, что такое ЛАТР, следует отметить, что это разновидность автотрансформатора. Характеризуется малой отдачей, не требует госрегистрации. Принцип действия, которым обладает лабораторный регулировочный автотрансформатор, заключается в регулировке напряжения переменного типа однофазной (слева на картинке) или трехфазной сети (справа).

Схема ЛАТР включает стальной сердечник тороидального типа. Он имеет только один контур. Это устройство не имеет двух отдельных обмоток. Контуры корректируются. Одна часть может быть назначена на первичные витки, а другая часть на второстепенные витки. Автотрансформатор управления ЛАТР имеет достаточно простую схему.

Пользователь может самостоятельно регулировать количество витков вторичной обмотки. Это выгодно отличает представленную линейку устройств от других трансформаторов. О том, как собрать ЛАТР своими руками, мы писали здесь.

Область применения

Свойства автотрансформатора позволяют использовать его как в быту, так и в различных отраслях промышленности.

Металлургическое производство

Регулируемые автотрансформаторы в металлургии применяются для управления и регулирования защитных устройств прокатных станов и подстанций.

Коммунальное хозяйство

До использования автоматических стабилизаторов эти устройства использовались для поддержания в порядке телевизоров и другой техники. Они состояли из обмотки с большим количеством отводов и переключателя. Поменял провода на катушку, вольтметром проверил выходное напряжение.

В настоящее время в релейных стабилизаторах напряжения используются автотрансформаторы.

В трехфазных стабилизаторах установлены три однофазных автотрансформатора, и регулирование осуществляется отдельно в каждой фазе.

Химическая и нефтяная промышленность

В химической и нефтяной промышленности эти устройства используются для стабилизации и регулирования химических реакций.

Производство техники

В машиностроении такие устройства используются для пуска электродвигателей станков и регулирования частоты вращения вспомогательных приводов.

Учебные заведения

В школах, техникумах и институтах ЛАТРы используются для проведения лабораторных работ и демонстрации законов электротехники и опытов с электролизом.

Как изготовить ЛАТР своими руками

такой автотрансформатор вполне можно изготовить самостоятельно, но лучше начать с простой модели, рассчитанной на однофазный ток с сетью U 230/50В.

Чтобы понять, что такое трансформатор ЛАТР и как он будет работать, достаточно взглянуть на простейшую схему.

Конечно, можно собрать электронный ЛАТР своими руками. Но сначала следует начать сборку с элементарных схем.

Следует заранее отметить, что данные виды последних предназначены для изменения напряжения с небольшими интервалами. В противном случае целесообразно использовать обычные и классические схемы трансформаторов с первичной и вторичной обмотками. При использовании ЛАТР с большой разницей между входным U и выходным U могут возникнуть следующие проблемы:

  • Вероятность появления I вблизи тока короткого замыкания высока.
  • За счет использования большего количества материала (сердечник, медный провод) вес и габариты получившегося трансформатора будут достаточно большими, что также увеличит стоимость.
  • Низкая эффективность.

Для сборки ЛАТР необходимо подготовить следующие материалы:

  • Сердечник (стержневой или тороидальный), продается в специализированных магазинах. Вы также можете найти подобный якорь в старой и сломанной технике.
  • Медная проволока (для обмотки).
  • Изоляционная лента (тряпка).
  • Краска термостойкая.
  • Корпус, на котором должны быть установлены входные и выходные клеммы.

Если вам нужно построить автотрансформатор с возможностью изменения выхода U, вам также потребуются:

  • Вольтметр (можно использовать как аналоговую, так и цифровую версии).
  • Ручка и толкатель с угольной щеткой (необходимы для U-образной регулировки).

Чтобы правильно подобрать количество витков медного провода, необходимо произвести расчет провода. Для этого необходимо определить, на каких участках необходимо добиться выходного напряжения. 127/50, 180/50 и 250/50 используются как стандартные значения при входном напряжении U = 230/50В. Также необходимо ограничить и установить мощность прибора Р.

Расчет витков обмотки

Для выбора необходимого провода необходимо определить максимально возможный ток через обмотку. Максимальное значение I достигается при снижении напряжения автотрансформатора с 230 В (U1) до 127 В (U2). Поэтому меня считают следующим:
I = I2 — I1 = P/U2 — P/U1, где:

  • I, I2, I3 — ток в узлах, А.
  • — Сила, В.
  • U1, U2 — входное и выходное напряжение, В.

Чтобы выбрать проволоку нужного диаметра, необходимо произвести следующий расчет:

д = 0,8 * я

На основании таблицы выбора марки провода и его сечения согласно ПУЭ подбирается необходимый провод.

Затем нужно рассчитать коэффициент трансформации для ЛАТР, а также расчетную мощность:

п = U1 / U2

Рр = Р*к*(1 — 1/н)

В последней формуле k — коэффициент, зависящий от эффективности ЛАТР.

Теперь необходимо определить количество витков обмотки, необходимое для U при 1 В. Для этого необходимо определить площадь поперечного сечения магнитопровода S:

S = √Pp

W0 = м/с

В этой формуле:

  • W0 — количество витков, необходимое для U при 1 В.
  • m — постоянный коэффициент (35 — для тороидального сердечника, 50 — для стержня)

В зависимости от типа материала, используемого в качестве сердечника, многие предпочитают увеличивать число витков на 1 В на 30 %, а общее количество — на 10 %, чтобы избежать потерь U.

Затем необходимое количество витков рассчитывается путем умножения W0 на требуемое вторичное напряжение:

ш = W0 * U

Чтобы рассчитать необходимую длину провода, нужно намотать один виток вокруг жилы, а затем измерить длину. Умножив полученное значение на рассчитанное выше количество оборотов, в результате можно получить необходимую длину резьбы. Чтобы обеспечить достаточное количество проводов для подключения к разъемам, добавьте по 30 см с каждой стороны.

Сборка ЛАТРа

Для сборки ЛАТР с возможностью управления U на выходе необходимо использовать сердечник с тороидальным профилем.

Поверхность сердечника, которая будет соприкасаться с медной обмоткой, обматывается тканевой лентой. Один конец подготовленного медного провода оставляют для сохранения контакта. Далее нужно намотать на сам магнитопровод количество витков, полученное из расчета выше.

Учитывая, что составной ЛАТР рассчитан на разные уровни напряжения, при достижении первого значения из провода создается петля, после чего намотка витков продолжается до использования всего провода.

После того, как вся проволока обмотана вокруг сердечника, его покрывают термостойкой краской. В этом случае оптимальным вариантом покраски будет опустить магнитопровод с непосредственно намотанным медным проводом в емкость, наполненную краской, после чего он должен некоторое время постоять.

По истечении времени, необходимого для выбранной краски, сердечник с обмоткой извлекают из краски и просушивают, после чего помещают в подготовленный корпус.

Один конец витого провода подключается к клемме, на которую будет подаваться сетевое питание. Не забывайте, что он в обязательном порядке должен быть подключен к общему разъему нагрузки, для этого достаточно соединить их изнутри коробки общим проводом.

Петля обмотки, соответствующая U = 230 В, подключается ко второму вводу (идет на блок питания). Все остальные шлейфы, соответствующие разным напряжениям, подключаются к соответствующим контактам в зависимости от схемы подключения.

Если установлен ЛАТР, предназначенный для плавной регулировки вывода U, на корпусе делается опора, куда вставляется регулировочная кнопка с прикрепленной к ней угольной щеткой, при этом она должна касаться верхних витков обмотки.

Там, где маркер будет двигаться кисточкой, краску нужно соскоблить (можно отметить это место на глаз), чтобы обеспечить электрический контакт. В этом случае к щетке нужно будет подключить только одну выходную клемму и установить вольтметр.

После окончательной сборки получается готовый ЛАТР, собранный своими руками.

Проверка работоспособности собранного автотрансформатора

После сборки данный автоформер необходимо проверить на работоспособность и выполнить следующую последовательность действий:

  1. Входные клеммы питаются от сети 230/50 В.
  2. После кормления У нужно немного подождать и убедиться в отсутствии посторонних звуков, вибраций, запахов и дыма.
  3. Поворачивая ручку, вы сверяете нужное значение выхода U с заданным.
  4. После непродолжительной работы выключите трансформатор, откройте крышку и проверьте обмотку на перегрев.

При соблюдении всех вышеперечисленных пунктов и отсутствии отклонений в нормальной работе устройства данный ЛАТР можно использовать по назначению. Поэтому такие лабораторные автотрансформаторы можно использовать не только в учреждении, но и в быту, обеспечивая необходимое напряжение для работы различных устройств.

Читайте также: Схема кулачкового переключателя КПУ11-10

Конструкция

Регулировать представленное устройство становится возможным благодаря наличию в конструкции поворотной ручки. С его помощью задается число оборотов вторичного контура. Ручка соединена с угольной щеткой.

Регулируемые автотрансформаторы позволяют управлять обмотками после включения оборудования. При этом кисть согласно инструкции скользит по контуру и задает индекс трансформации.

Один из выводов вторичной обмотки подключен к угольной щетке. Другой конец подключен к входной стороне сети. Потребители подключаются к выходным клеммам, а они, в свою очередь, подключаются к сети. Это делает использование оборудования эффективным и практичным.

На передней панели прибора установлен вольтметр. Он снимает показания вторичной цепи. Это позволяет быстро реагировать на заторы. Вольтметр обеспечивает возможность точной регулировки.

Корпус имеет вентиляционные решетки. Это обеспечивает естественное охлаждение магнитного привода.

Виды ЛАТРов

Однофазные

Этот тип ЛАТР обеспечивает регулируемое напряжение однофазного переменного тока. Он очень часто используется радиолюбителями, так как позволяет улавливать любое низковольтное переменное напряжение.

однофазный латр

Трехфазные

Этот тип ЛАТР используется в промышленной электронике. На вход подается трехфазное напряжение, а на выходе получаем те же три фазы, но с меньшей амплитудой. Этот ЛАТР позволяет изменять амплитуду напряжения всех трех фаз одновременно. Грубо говоря, это три однофазных ЛАТРа, которые размещены в одном корпусе и одинаково изменяют напряжение.

трехфазный латр

Описание работы ЛАТРа РЕСАНТА

Рассмотрим однофазный латвийский производитель RESANTA LATR марки TDGC2-0,5 кВА.

позднее соединение

Сверху наш ЛАТР выглядит так:

поздняя настройка напряжения

Мы видим регулятор, с помощью которого мы можем выставить нужное нам напряжение.

На лицевой стороне мы видим нечто вроде вольтметра переменного тока. Заводим напряжение от сети 220 В на клеммы слева, а нужное нам в данный момент напряжение с клемм справа.

латр вольтметр

Как работает ЛАТР на практике

Давайте поэкспериментируем с 95-ваттной 220-вольтовой лампой накаливания. Для этого подключаем его к выходным клеммам справа.

Интересно, при каком напряжении катушка лампочки начнет светиться? Давайте узнаем! Поворачиваем ручку, пока не заметим слабый свет от лампочки

Смотрим на шкалу регулятора. 35 вольт!

Вы знаете, что в США напряжение в сети 110 вольт? Интересно, как бы тогда загорелась наша лампочка? Установил 110 вольт

Светится, как говорится, в зареве от пола.

А теперь сравните, как он загорается при 220 В

Дальше повышать напряжение нет смысла. Лампочка может перегореть.

Конечно, если вы хотите выставить напряжение с большой точностью, без мультиметра не обойтись. Для этого установите шкалу мультиметра в положение для измерения напряжения переменного тока

Цепляем и измеряем переменное напряжение. При этом регулируем с помощью регулятора ЛАТР. Ровно 110 вольт!

Техника безопасности при работе с ЛАТРом

Также хотелось бы добавить несколько слов о безопасности. Это ЛАТРы с гальванической развязкой. Это означает, что фазовая линия от сети идет прямо на выход такого ЛАТРа. Схема ЛАТР без гальванической развязки выглядит так:

латр схема

При этом на выходном зажиме ЛАТР может появиться сетевое напряжение 220 вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы подключите вилку питания ЛАТР к розетке 220 вольт.

Если внимательно посмотреть на схему передней панели ЛАТР «Ресант», то можно увидеть, что клеммы «Х» и «х» (две нижние) соединены проводником.

Лабораторный автотрансформатор (ЛАТР)

То есть, если на выводе «Х» есть фаза, то будет фаза и на выводе «х»! Ведь не хочется каждый раз измерять фазу в розетке, чтобы правильно подключить вилку? Так что БУДЬТЕ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не прикасаться голыми руками к выходным клеммам ЛАТРа!

В принципе, мне было больно и со мной ничего не случилось. Оказалось, что у меня деревянный пол, который почти диэлектрик. Измерил напряжение между мной и фазой — вышло около 40 вольт. Вот почему я не знал этих 40 вольт.

Если бы я одной рукой схватился за аккумулятор или встал босыми ногами на землю, а другой рукой ухватился бы за «х» вывод ЛАТРа, меня бы очень и очень сильно трясло, так как там полно — полноценные 220 вольт бы пройти сквозь меня.

Разделительный трансформатор и ЛАТР

Есть и более безопасные типы LATR. В их состав входит разделительный трансформатор. План такого ЛАТРа выглядит примерно так:

разделительный трансформатор

Как мы видим, фазный провод изолирован от выходных клемм такого ЛАТРа, благодаря трансформатору, принцип работы которого вы можете прочитать в этой статье. В этом случае нас может ударить током, если мы подадим высокое напряжение на выход ЛАТР с помощью скрутки и сразу же захватим два выходных провода ЛАТРа. То есть здесь типичная гальваническая развязка.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector