Реле поворотов: как работает, неисправности, ремонт

Схема

Для чего нужны реле поворотов

Реле указателей поворота, также называемое переключателем реле, обеспечивает правильную работу указателей поворота. В отличие от других осветительных приборов, поворотники работают периодически, то есть мигают. Это привлекает дополнительное внимание окружающих к намерению водителя транспортного средства совершить маневр: перестроиться, совершить поворот и т.д.

Прерывистая работа указателей поворота обеспечивается релейным выключателем. Он замыкает и размыкает электрическую цепь, благодаря чему загораются и мигают поворотники, привлекая внимание окружающих.

Реле переключателя также издает слышимый щелчок, который напоминает водителю о том, что переключатель указателя поворота включен. И последняя функция реле поворотников — работа аварийной сигнализации, поэтому в современных автомобилях работу указателей поворотов и аварийки обеспечивает одно реле.

Отсутствие мигающих указателей поворотов приравнивается к неисправности, поэтому выход из строя реле не позволит водителю пройти техосмотр. Также неправильное использование поворотников считается несоблюдением требований ПДД по предупреждению других водителей о маневре и может привести к штрафу от ГИБДД в размере 500 рублей.

Для чего нужны реле поворотников

Особенности контактов


Общие конфигурации контактной группы реле

По конструкции контактное промежуточное реле состоит из трех типов элементов.

Нормально разомкнутые

Они остаются открытыми до тех пор, пока катушка не будет активирована. Реле срабатывает после подачи напряжения, и контакты замыкаются. Сеть закрыта.

Нормально замкнутые

Они работают по обратному принципу, и в момент отключения реле находятся в замкнутом состоянии. После появления напряжения реле срабатывает, контакты и цепь размыкаются.

Перекидные

При обесточивании катушки средний общий контакт якоря замыкается на неподвижный. После срабатывания реле центральный элемент перемещается вместе с якорем к неподвижному контакту и замыкается вместе с ним. Связь с первым стационарным контактом потеряна.

Модели с несколькими контактными группами обеспечивают управление несколькими цепями.

Электрическая схема реле


Принципиальная схема реле

Принципиальная схема реле наклеена производителем на крышку. Само устройство выглядит как прямоугольник, отмеченный маркером K с цифрой. Для обозначения контактов без приложения нагрузки используется буква К с двумя цифрами, разделенными точкой. Первый — серийный номер устройства, второй — серийный номер разъемов.

Контактные группы рядом с катушкой отмечены пунктирной линией. Под схемой подключения также указаны параметры контактов, значение максимального тока подключения. На катушку реле подаются различные токи и напряжения в рабочих условиях.

Схемы подключения

Модуль подключается к потребителям в зависимости от исполнения и количества контактов.

С несколькими контактами


Схема подключения 4-контактного реле

Схема включения и работы реле света, состоящего из 4-х контактов, позволяет подключить противотуманные фары через предохранитель:

  1. Найдите дополнительное напряжение, перерезав красный провод на блоке предохранителей и припаяв дополнительный.
  2. Установка предохранителя.
  3. Подключите токовое реле в соответствии с нумерацией контактов. 30 — тросик после предохранителя, 87 — тросик к ПТФ напрямую, 86 — провод с крючком на болте возле реле.
  4. Создание системы контроля. Кнопка ПТФ вытаскивается без снятия блока.
  5. Прозвоните провод мультиметром и прикрепите к корпусу.
  6. Проверьте фары и размеры.
  7. Повторите вызов мультиметром и найдите число 12+.

Контакт 85 перекидывается только на провод, при касании появилось 12+.


схема подключения 5-контактного реле

Схема подключения пятиконтактного реле подходит для создания сигнализации. Подключение производится следующим образом:

  1. Определение контактов. 85 и 86 отвечают за катушку, 30 — общая, 87-а — нормально замкнутая, 87 — нормально разомкнутая.
  2. Питающий контакт 85 подключен к сигнальной линии.
  3. На разъем катушки 86 подается напряжение 12+ вольт при включенном зажигании.
  4. Контакты 87-а и 30 выбрасываются в разрыв блокируемой цепи.
  5. Полярность инвертирована. На контакт катушки 85 и контакт 87 подается минус, на контакт 86 плюс с концевых выключателей. На 30-м это плюс.

В качестве блокировки может использоваться топливный насос, стартер, приводные форсунки и зажигание.

Для реле напряжения


Принципиальная схема домашней сети с использованием реле напряжения, переключателей замыкания на землю и автоматических выключателей

Схема подключения реле напряжения позволяет установить устройство на DIN-рейку в распределительном щите. Для трехфазной сети выполняется следующее:

  1. Кабель подключения указан — медный, сечением 1,5-2,5 мм2.
  2. Входные контакты подключаются через пускатель или контактор.
  3. Фаза расположена на маркерах A, B, C и нулевой клемме N.
  4. Проводники трех фаз перекинуты на соответствующие верхние выводы устройства.
  5. Проводник клеммы №1 подключается к выходу катушки.
  6. Клемма №3 подключается к фазе в обход реле напряжения.
  7. Вывод №2 катушки контактора необходимо подключить к нулевому проводу сети.
  8. Нагрузочные проводники подключаются к пусковым клеммам.
  9. Нулевые проводники в распределительной коробке перекинуты на общую нейтраль.

Для удобства подключения узлов следуйте схеме на корпусе реле.

Виды прерывателей и их особенности

Современные поворотные реле в основном делятся на два типа: термоэлектромагнитные и электронные. У каждого устройства есть свои преимущества и недостатки, об этом и пойдет речь. В основе термоэлектромагнитных реле лежит сердечник с двумя контактными группами и боковыми якорями.

Кроме того, они имеют обмотку из медного провода. Контакты, ведущие к лампочкам, соединены с тонкой нихромовой проволокой, а та, в свою очередь, с пластиной, замыкающейся на сердечник.

В нормальном состоянии, когда в цепь не поступает ток, пластина не касается основания. Когда электроны начинают двигаться, нихромовая проволока нагревается, удлиняется и замыкает пластину с сердечником. Лампочки загораются. После этого нихром остывает, пластина снова отходит, ток меняет направление, и лампочки горят вполсилы.

Так как процесс охлаждения-нагрева происходит довольно быстро, 1-2 раза в секунду мигают поворотники. Поскольку лампочка на панели приборов тоже подключена к цепи, она тоже начинает пульсировать. Специфическое щелканье прерывателя является результатом циклического воздействия якорей на контакты.

Мигающие индикаторы для автомобиля

Мигающие индикаторы для автомобиля

Реле такого типа устанавливалось на все автомобили достаточно давно, но оно имело (и имеет до сих пор) существенный недостаток. Со временем нихромовый провод вытягивается и поворотники перестают работать.

Кроме этого, есть еще один момент. Если одна из лампочек перегорает, нагрузка на остальные значительно возрастает. В последние годы на автомобили практически перестали устанавливать термоэлектромагнитные реле. На смену им пришли более надежные электронные выключатели.

Электронные реле поворотников построены по тому же принципу, что и тепловые, только вместо нихромовой проволоки здесь работает электронная схема из транзисторов. Микросхема управления содержит алгоритм, благодаря которому вырабатываются автоматические импульсы, которые в определенные моменты подают ток на обмотку сердечника.

Реальная работа устройства такова: после подачи напряжения на транзисторы с них идут частотные импульсы, с заданными программой в микросхеме колебаниями. Когда ток проходит через цепь, ток притягивает якорь, замыкая контакты, ведущие к светильникам, в результате чего лампочки загораются. Так как цикл состоит из сигналов разной частоты, то они либо работают в полную силу, либо затухают.

Электронное реле поворотников

Электронное реле поворотников

Преимущество электронных выключателей в том, что они надежнее тепловых. Кроме того, если одна из лампочек в цепи перегорает, остальные продолжают функционировать без лишней нагрузки. Правда, в некоторых автомобилях схема устроена таким образом, что в этом случае контрольная лампа на панели приборов перестает мигать.

Это сделано специально, чтобы дополнительно сигнализировать о неисправности. Правда, здесь есть и недостатки. Во-первых, такое реле создает радиопомехи и может влиять на работу многих устройств. Другим негативным фактором является то, что защита от короткого замыкания здесь очень слабая, и при малейшем падении электрического напряжения выключатель легко может сгореть.

Если не работают повторители поворотников …

Какими бы надежными ни были устройства, отвечающие за блоки управления освещением, они также несовершенны. Ошибки все же случаются, и в некоторых обстоятельствах последствия будут неутешительными. Поэтому надо быть очень осторожным при малейших поломках, особенно связанных с внешними сигнальными блоками.

Ошибка в блоке управления светом

Ошибка в блоке управления светом

Узнать об ошибке можно по характерным признакам: как уже было сказано, это постоянно горящая контрольная лампа на панели приборов, отсутствие характерных щелчков при включении поворотников.

Алгоритм действий известен каждому водителю: сначала проверяются предохранители, затем наличие тока в цепи и, наконец, проверяется само реле. Последней тенденцией в автомобильной промышленности являются поворотники, встроенные в боковые зеркала.

Они хоть и выполняют дублирование, но служат дополнением к другим указателям направления движения, но их «молчание» тоже достаточно неприятно. В редких случаях, когда лампочки не горят, также стоит проверить электрическую цепь и убедиться, что провода, ведущие к зеркалам, не перетерлись.

Ремонтировать это устройство не берутся даже автомобилисты, знакомые с электроникой. Выключатель не такое уж дорогое удовольствие, а потому его замена в случае выхода из строя будет самым приемлемым действием.

Реле прерывателей, светодиоды и звуковой сигнал

В последнее время в качестве световых элементов поворотников на многих автомобилях стали использоваться светодиодные лампы. Попытки наших «умельцев» только поменять их на лампочки ни к чему не приводят. Многие люди совершенно не представляют, как работает само реле, и совершенно не подозревают, что оно нуждается в дополнительной доработке.

Комплектация реле поворотников

Комплектация реле поворотников

Кто знаком с радиоэлектроникой и имеет опыт сборки радиоустройств, знает, что делать — нужно впаять в коммутатор небольшую электронную плату, схема которой есть во всемирной паутине. Если у вас нет навыков общения с полупроводниками, то при желании использовать светодиоды вместо обычных лампочек лучше всего обратиться к специалисту автосервиса.

Еще одно интересное решение на сегодняшний день — звуковой модуль для указателя поворота. В этом случае вместо размеренных кликов будут другие сигналы. Некоторые умельцы строят звуковой сигнальный прибор самостоятельно, схема довольно простая, найти комплектующие несложно.

Самое главное правильно замкнуть его в цепочку. Конечно, есть и коммерческие версии, при таком приобретении можно настроить и тип дублирующей поворотной сигнализации. Большинство новых автомобилей оснащены зуммерами в стандартной комплектации

Количество фаз

Разделен на:

  • однофазные – предназначены для подачи напряжения в жилые помещения;
  • трехфазный – подходит для использования в промышленных условиях.

Трехфазные выключатели отключают питание всего оборудования при скачках напряжения на одной из линий.

Тип переключения

Доступные модели:

  • максимум — увеличить параметр напряжения до определенного значения;
  • минимум — опустить показатель до заданного значения.

Порог напряжения не устанавливается пользователем.

Тип активации воспринимающего элемента


Реле промежуточное РП-18-54 220В постоянного тока

Приемным элементом при включении устройства является электромагнит, магнитоэлектрический прибор, индукционная или электродинамическая система. В зависимости от типа различают реле:

  • первичный с прямым подключением контактов к сети;
  • вторичный — можно подключать через измерительные индуктивные или емкостные трансформаторы;
  • промежуточные — усиливают или преобразуют сигналы в первичные/вторичные модели.

Функции приемного элемента заключаются в преобразовании напряжения в процесс движения якоря относительно ярма.

Тип управления нагрузкой

Для управления напряжением используются следующие модели:

  • прямое действие – нагрузка переключается контактами;
  • косвенное действие – к нагрузке подключаются вторичные элементы.

Нагрузка прикладывается и подвешивается через определенные промежутки времени.

Читайте также: Освещение в интерьере: 7 правил светодизайна

Тип поступления сигнала


Герконовое реле

В продаже можно найти следующие сцепные устройства:

  • электронные — обеспечивают контроль напряжения в условиях высокой нагрузки. Управление освещением и компонентами автомобиля;
  • герконы – небольшие модели в виде катушки. Предназначен для закрытия, переключения, открытия сети. Чувствителен к механическим воздействиям и ультразвуку;
  • электротермические – выключают и включают электрический ток путем нагревания биметаллической пластины. Применяются для электродвигателей на производстве, обустройстве однофазной или трехфазной электрической сети;
  • выдержка времени — планы замедления используются для создания коротких перерывов. Устройства работают в автомобилях, светофорах, елочных венках;
  • таймеры освещения — позволяет программировать освещение теплиц, аквариумов, животноводческих комплексов. К ним подключаются обогреватели, вентиляторы;
  • электромагнитный — ток к статической обмотке активируется воздействием магнитного поля. Устройства со средней нагрузкой до 320 А и напряжением до 1,6 кВт могут работать только в сети постоянного тока.

Конструктивно стандартный регулятор имеет вид сумки для крепления на DIN-рейку. Некоторые модели выполнены в виде переходников и удлинителей.

Принципы работы

Разнообразие поворотных реле довольно велико, но все они делятся на два основных типа:

  • классические электромагнитно-тепловые реле;
  • электронные реле.

Электромагнитно-тепловые реле считаются устаревшими, и сейчас их можно встретить только на очень старых автомобилях, например, на классических Жигулях. Реле этого типа состоят из сердечника с медной обмоткой. В верхней части сердечника расположены две контактные группы, в боковых стенках металлические анкеры.

Конструкция помещена в металлический корпус, в нижней части которого находятся контакты для подключения к сети.

При включении поворотного переключателя сеть замкнута — лампа не горит. Затем один из якорей под действием нихромовой струны в сердечнике распрямляется и замыкает контакты. После этого по цепи байпаса начинает течь ток, и лампа загорается в полную силу. Щелчок поворотников вызван ударом металлического якоря о контакты.

Электронное реле состоит из двух основных частей: классического электромагнитного реле и электронного ключа, обеспечивающего рабочую частоту реле. В реле этого типа принцип работы нихромовой струны, обеспечивающей замыкание контактов, вынесен на отдельную плату (ключ).

В остальном схема работы та же: плавающий ток замыкает контакты, после чего загораются контрольные лампы и лампочка на приборной панели. Сбой питания приводит к опусканию якоря и размыканию контактов – индикаторы гаснут. Характерный щелчок дает также удар якоря по контактам.

Переверните блок реле

Причины неисправностей

Отказы поворотного реле обычно связаны с нарушением электромагнитного размыкания в самом реле. Причина может скрываться в подгорании или замыкании контактов, вздутии конденсаторов, выходе из строя электронной схемы и т.д. Обычно причину выхода из строя реле можно определить по характерным проявлениям неисправности.

  1. В том случае, если поворотники горят постоянно и не мигают, наиболее вероятной причиной ошибки является поломка электромагнитной части реле. Чаще всего в этом виновато замыкание контактов из-за их подгорания.
  2. Нехарактерное мигание указателей поворота (слишком частое или слишком редкое) также может быть связано с реле поворотников. Но в этом случае можно поискать проблему в другом месте. Возможные причины такого поведения рук могут крыться в окислении цоколя или патрона лампы, либо обрыве провода, ведущего к лампам. Это явление также часто возникает после замены штатных ламп накаливания в указателях поворотов на светодиоды. Если ни одна из этих возможных причин не подтвердилась, скорее всего, поломка все-таки в реле.
  3. Еще вариант неисправности реле поворотников проявляется в том, что контрольные лампы вообще не горят. Такое явление происходит при обгоревших контактах реле. Однако такое проявление неисправности свойственно и другим поломкам: перегоревшему предохранителю, обрыву цепи или поломке поворотного переключателя.

Назначение электромагнитного реле

В современных автомобилях коммутационные узлы играют главную роль. Во-первых, они позволяют отводить большой ток от элементов управления. Во-вторых, с их помощью можно включать и выключать любую нагрузку. Из-за того, что ток потребления обмотки крайне мал, на ключах не образуются отложения, так как нет искрового промежутка.

Для включения мощного потребителя нужно только, чтобы пластина с контактами притянулась к сердечнику. Практически такой же принцип воплощен в работе реле поворотников.

Чтобы понять преимущества, достаточно посмотреть на работу любого однокнопочного устройства прямого переключения. Контакты замыкаются нажатием, а так как мощность потребителя велика, при их сближении возникает искра.

Металл от него покрывается сажей, и при протекании слишком больших токов может даже расплавить его. В итоге выключатель разрушается — и контактная группа, и пластиковый корпус. Выходом из этой ситуации является использование дуги, но стоимость устройства из-за этого возрастет.

Самостоятельный ремонт

Ремонт вышедшего из строя реле поворотников обычно заключается в замене детали. Стоимость не настолько велика, чтобы осваивать курс радиоэлектроники и пытаться ремонтировать вышедшее из строя реле.

Само реле поворота находится в блоке реле и предохранителей, обычно расположенном под передней панелью автомобиля. На некоторых моделях автомобилей реле поворотников вынесено в отдельный разъем.

Замена реле не сложная. Для этого нужно определить точное место (его можно найти в руководстве к конкретной модели автомобиля или посмотреть схему в интернете). Сломанное реле демонтируют, а новое монтируют в блоке реле или в отдельном соединении. Напряжение нового устройства должно соответствовать электросети автомобиля (12 или 24 вольта).

Ремонт реле поворотников

Для тех, кто все-таки предпочитает самостоятельный ремонт, можно дать несколько советов. Если подгорели контакты реле, можно попробовать их почистить, но такой меры вряд ли хватит надолго. Вам также нужно будет припаять сломанные контакты, если есть этот тип повреждения. При наличии трещин на силовых выводах реле их также необходимо запаять. Утерянные или вздувшиеся конденсаторы следует заменить новыми.

Для такого ремонта надо конечно иметь паяльник и уметь им пользоваться. Ремонт реле в этом случае ничем не отличается от ремонта любой электронной детали. Вам понадобится флюс и припой, и при замене конденсаторов не забывайте о правильной полярности.

Оцените статью
Блог об электричестве
Adblock
detector